Административные регламенты проверили на прочность: землю в саратове купить не удалось

12.11.2008

"Саратов стал последним в ряду регионов, принявших у себя круглые столы по практике внедрения и применения административных регламентов. Исследование с июня 2008 года проводила Высшая школа экономики по заказу Министерства экономического развития России. Его результаты, включая саратовские примеры, в скором времени окажутся в распоряжении Правительства России."



Саратов стал последним в ряду регионов, принявших у себя круглые столы по практике внедрения и применения административных регламентов. Исследование с июня 2008 года проводила Высшая школа экономики по заказу Министерства экономического развития России. Его результаты, включая саратовские примеры, в скором времени окажутся в распоряжении Правительства России.

Административная реформа, стартовавшая еще в 2003 году, обязала все органы исполнительной власти регионов и федеральных структур разработать и строго исполнять регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг (постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 года № 679). Предполагалось, что эта мера поставит бюрократию на службу обществу, устранит волокиту и административные препоны, превратит чиновника в слугу народа, бла, бла, бла.

О том, во что на самом деле вылилась идея, рассказали вчера участники круглого стола, прошедшего в ТПП Саратовской области. Вел мероприятие руководитель отдела социокультурных исследований Аналитического центра Юрия Левады, профессор Алексей Левинсон. К участию были приглашены госслужащие, начальники различных отделов и комитетов, а также потребители их услуг в виде ячеек гражданского общества.

Проверки хода реформы проходили в 53 регионах страны. Анализировались более 80 федеральных и более 100 региональных административных регламентов. В ходе исследования были опрошены порядка 10 тысяч заявителей – людей, пытавшихся получить определенные государственные услуги.

По словам Алексея Левинсона, все исследованные примеры регламентов можно разделить на три группы: удачные – когда регламент принят, работает и делает жизнь лучше, средние – когда он принят, но вызывает массу нареканий, и неудачные – когда о существовании регламента знают только его составители. Первая группа, отметил модератор круглого стола, весьма немногочисленна.

В Саратове партнером москвичей выступила Саратовская гражданская палата. Ее председатель Алексей Сусликов рассказал о результатах проверок органов власти в регионе. Правозащитники провели 27 «контрольных закупок», то есть попробовали получить госуслуги в соответствии с 27 административными регламентами органов власти субъекта федерации и областных управлений федеральных структур. Не афишируя свои намерения, общественники посетили госучреждения, смоделировав реальные жизненные ситуации. В поле зрения попали Роспотребнадзор, Росохранкультура, Росрегистрация, МВД и другие.

Выводы получились забавные. В ряде случаев проблемы с получением государственной услуги начинались уже на стадии поиска места ее оказания. В регламенте указан адрес, по адресу вахтер подскажет, какой этаж, но на этаже нет ни табличек, ни указателей. Ладно, матерые общественники выкрутятся, а вот какая-нибудь бабушка из сельской глубинки просто заблудится в коридорах. Уже проблема.

Обычное дело, когда не соблюдаются сроки ответа на запросы граждан. Нередко вокруг чиновников, отвечающих за предоставление государственных услуг, нарастает толстый слой посредников, «облегчающих» доступ к благам, за дополнительную плату. Хотя само осуществление «благ» и так финансируется налогоплательщиками.

Яркий пример, поведанный Алексеем Сусликовым – попытка в соответствии с административным регламентом приобрести участок земли в городе Саратове. Ничего смешного: по закону такое право есть у каждого гражданина. Из областного комитета по имуществу, куда, следуя букве регламента, обратился заявитель, его перенаправили в городской комитет по архитектуре и градостроительству. Там, опять же по регламенту, должны выдать список земельных участков, которыми муниципалитет располагает для продажи или аренды. Однако оказалось, что никаких списков в природе не существует, а вместо этого заявителям устно предложили прогуляться по Саратову, присмотреть себе кусочек земли и затем обсудить вопрос в комитете. «А мы вам скажем, занят этот участок, или нет».

Нет, конечно, были и положительные примеры. Саратовская гражданская палата нашла работающий и простой в использовании административный регламент в службе судебных приставов. Там проблему удалось решить точно в срок и без волокиты. О позитивном влиянии регламентов рассказали представители областного комитета охраны окружающей среды и природопользования. Составляя регламенты, чиновники открыли для себя много нового в собственной работе. Например, выяснили, что для оказания гражданам таких-то услуг необходима такая-то оргтехника, столько-то стульев в приемной и вот такой распорядок дня. Перестроились, навели порядок – легче стало и чиновникам, и их клиентам. Можно, то есть, если захотеть.

В целом, несмотря на то, что фактов откровенного вымогательства проверяющие в ходе работы в Саратовской области не зафиксировали, они были вынуждены сделать вывод, что ряд регламентов по различным причинам реализовать невозможно или очень трудно. А значит, нельзя получить и гарантированную государством услугу. А значит…

Окончательные выводы сделает Минэкономразвития России и правительственная комиссия по проведению административной реформы.


Направления деятельности:  Административные регламенты / Оптимизация исполнения государственных функций (государственных услуг)
Источник:  Репортер&СМИ
Ссылка:  http://redcollegia.ru/9150.html