Неправительственные организации Саратовской области обсудили проблемы внедрения и применения административных регламентов

11.11.2008

"Организаторами мероприятий, которые прошли под эгидой Министерства экономического развития России, выступили Государственный университет Высшая школа экономики и Саратовская гражданская палата."



Крайнюю необходимость региональных административных регламентов для урегулирования отношений между властью и обществом, проблемы платных государственных услуг и принцип "одного окна" обсуждали сегодня представители неправительственных организаций, органов исполнительной власти и СМИ на пресс-конференции и "круглом столе" "Государственные функции и услуги в Саратовской области: от регламента до реалий.

Итоги мониторинга внедренных административных регламентов". Организаторами мероприятий, которые прошли под эгидой Министерства экономического развития России, выступили Государственный университет Высшая школа экономики и Саратовская гражданская палата.

- К сожалению, удачных регламентов, которые бы устраивали представителей власти, бизнеса и гражданских организаций в России меньше, чем хотелось бы видеть, - рассказал на пресс-конференции руководитель отдела социокультурных исследований Аналитического центра Юрия Левады, профессор Алексей Левинсон. - Чаще встречаются случаи, когда регламент принят, но к нему есть масса замечаний - либо он не помогает делу и все усложняет, либо не исполняется стороной, которая обязана это делать, либо о регламенте знают лишь те, кто его составлял.

Председатель Саратовской гражданской палаты Алексей Сусликов поведал журналистам, что в партнерстве с Институтом национального проекта "Общественный договор" его организация провела в Саратове более 20 контрольных закупок государственных функций и услуг и проверила на соответствие практике 12 федеральных и 3 региональных административных регламента. Он отметил, что порадовала работа по исполнению регламента о розыске имущества должника саратовских судебных приставов, которые оперативно среагировали на обращение анонимного агента, нашли и арестовали имущество. Сложнее вышло с Комитетом по управлению имуществом, в регламенте которого написано, что любой человек, желающий арендовать землю, должен выбрать ее из соответствующих списков Комитета по архитектуре. Однако, при обращении туда выяснилось, что таких списков нет, и человек должен сам искать участок, который может арендовать у города.

- Мы думали, что административный регламент станет очередной бумажкой в нашем ведомстве - напишем и будет лежать, - сообщила на "круглом столе" начальник отдела экологического нормирования Комитета охраны окружающей среды Наталья Кечина. - Но ничего подобного. Этот документ работает хотя бы потому, что появились информационные стенды, дополнительные компьютеры, факсы и ксерокс, столы и стулья для посетителей, чтобы в обморок в очередях они не падали, вешалки, в конце концов.

Заместитель председателя Ленинского Союза садоводов Саратовской области Людмила Белецкая объяснила, что, с проблемой незаконной вырубки леса например, "отвечающий за это" административный регламент не справляется. На это консультант отдела Комитета охраны окружающей среды Владимир Гончаров ответил, что корни этой проблемы уходят в один из пробелов действующего законодательства. Он подчеркнул, что все, что его Комитет сможет сделать согласно регламенту, это установить факт вырубки.

При обсуждении регламента о выдаче разрешений на строительство объектов регионального значения на территории области Председатель Саратовской общественной организации инвалидов во имя Святителя Луки Юрий Ушаков поднял вопрос о платных государственных услугах и их законности: "Везде встречаются люди, которые на земельных вопросах хотят заработать. Из-за таких коррупционных сетей можно месяцами ждать одну подпись. Вокруг услуги вырастают посредники, и даже сами органы власти создают ООО". Консультант отдела правовой работы Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области Екатерина Якушева отметила, что, действительно, дела с землей сопряжены с трудностями и проблемами, но попросила не отклоняться от обсуждаемого регламента в обывательские дискуссии. По регламенту она остановилась на доступности предоставляемой услуги, объяснив, что услуга - новая, практики по ней большой нет, но она максимально доступна для людей.

На претензии неправительственных организаций о большом объеме документов, которые необходимо предоставлять согласно регламентам в Министерство, начальник отдела градостроительного регулирования развития территорий Министерства строительства и ЖКХ Наталия Русаловская возмутилась: "Мы ведь не сами придумали этот перечень. Это требование Градостроительного кодекса. И собрать все эти документы даже в сжатые сроки - реально".

Во время анализа регламента о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов критично к этому документу подошел начальник отдела лицензирования Министерства промышленности и энергетики Саратовской области Александр Костюнин. Он обратил внимание присутствующих на необходимость унификации в этом вопросе: "Нужен типовой регламент, чтобы не было ситуаций, когда одни документы не соответствуют другим". Чиновника поддержала начальник отдела экологического нормирования Комитета охраны окружающей среды Наталья Кечина: "Также может решиться проблема двойного лицензирования. Сейчас есть факты, когда с юридических лиц требуют лицензию как Минпром, так и Ростехнадзор".

Также Наталья Кечина акцентировала внимание участников "круглого стола" на том, что при рассмотрении проблем административных регламентов необходимо заботиться не только о получателях государственных функций и услуг, но и о тех, кто эти услуги оказывает: "Почему посетители стоят в очередях? А адекватно ли обеспечение работников госорганов, чтобы быть в состоянии решить эту проблему?" После этого в зале началась дискуссия о скрытых формах платных услуг на государственном уровне. К однозначному выводу, насколько это критично, как и в других регионах России, участники не пришли. Мнения разделились от поддержки платных услуг для юридических лиц до отрицания такого положений вещей и выводов о незаконности такой деятельности. Интересно, что между собой спорили чиновники - представители неправительственных организаций Саратовской области решили остаться в этом вопросе слушателями. Если представители Министерства промышленности и энергетики и Управления по делам архивов допускали платное оказание услуг, особенно для бизнеса, их коллеги из Комитета охраны окружающей среды сообщали, что стоимость таких услуг определяют сами структуры, например, при Роспотребнадзоре, что в условиях монополии чревато завышенными тарифами.

На замечания представителей неправительственных организаций России о коррупционном потенциале некоторых региональных административных регламентов, в которых широко трактуются полномочия чиновников, представители органов исполнительной власти отвечали заключениями Министерства юстиции и Прокуратуры, которые возможных предвестников коррупции не обнаружили.

На "круглом столе" сегодня были обсуждены шесть региональных административных регламентов.

СПРАВКА
Административная реформа в России началась с Указа Президента РФ   824 от 23 июля 2003 года "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах". Главным импульсом для развития системы регламентации стало принятие постановления Правительства РФ от 11 ноября 2005 года   679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг". На сегодняшний день все государственные органы страны обязаны работать, четко соблюдая принятые федеральные и региональные административные регламенты.


Перечень региональных регламентов для обсуждения на "круглом столе"
в Саратовской области

1.Выдача разрешений на строительство объектов регионального значения на территории области
1.1.Административный регламент предоставления министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области государственной услуги по выдаче разрешения на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства регионального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
2.Лицензирование деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов
2.1.Приказ 118 лд от 23 апреля 2007 года министерства промышленности и энергетики Саратовской области.
3.Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение
3.1.Приказ от 28.12.2006   2177 (с изменениями, внесенными приказом от 12.09.2007 1680) Административный регламент комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области по предоставлению государственной услуги по рассмотрению, утверждению и выдаче документов в сфере нормирования воздействия на окружающую среду
4.Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)
4.1.Приказ комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 12.09.2007 г.   1681.
5.Оформление архивных справок
5.1.Приказ начальника управления по делам архивов Правительства Саратовской области.
6.Проведение государственной экологической экспертизы
6.1.Приказ комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 22.10. 2007 г.   1898.


Направления деятельности:  Административные регламенты / Оптимизация исполнения государственных функций (государственных услуг)
Источник:  Новости "Самара сегодня" - ежедневная интернет-газета / CIVITAS - вестник гражданского общества / Открытое информационное агентство
Ссылка:  http://news.samaratoday.ru/news/157881/