Административный регламент: помощник или противник бюрократии

05.11.2008

"Юристы Сибирского правозащитного центра и Общества защиты прав потребителей “Правовед” рассказали, что в рамках проекта Высшей школы экономики с августа по октябрь 2008 года они в партнерстве с Институтом национального проекта "Общественный договор" провели 32 “контрольные закупки государственных функций и услуг”. Всего по стране в более чем 50 регионах России их было проведено свыше 500."



В Абакане прошел “круглый стол”, посвященный обсуждению практики внедрения и применения республиканских административных регламентов.

Административная реформа – стандартизация и регламентация всех государственных функций и услуг – касается не только федеральных органов власти, но и абсолютно всех региональных. Об этом сегодня на “круглом столе” “Государственные функции и услуги в Хакасии: от регламента до реалий. Итоги мониторинга внедренных административных регламентов” в Абакане говорили представители неправительственных организаций, власти и СМИ, сообщает корреспондент Открытого информагентства. Провел “круглый стол” специально прилетевший из Москвы руководитель отдела социокультурных исследований Аналитического центра Юрия Левады, профессор Алексей Левинсон. Организаторами мероприятия выступили Государственный университет “Высшая школа экономики” и Сибирский правозащитный центр.

Юристы Сибирского правозащитного центра и Общества защиты прав потребителей “Правовед” рассказали, что в рамках проекта Высшей школы экономики с августа по октябрь 2008 года они в партнерстве с Институтом национального проекта "Общественный договор" провели 32 “контрольные закупки государственных функций и услуг”. Всего по стране в более чем 50 регионах России их было проведено свыше 500. Это означает, что в региональный Россвязькомнадзор, Управление Федеральной службы судебных приставов по Хакасии, Министерство образования и науки, Госкомимущество, Министерство труда и социального развития, а также в ряд федеральных ведомств под видом обычных граждан в течение трех месяцев приходили правозащитники. Для Министерства экономического развития России, ответственного за административную реформу в нашей стране, гражданские активисты тестировали государственные структуры на четкое выполнение административных регламентов, по которым в Хакасии обязан работать каждый государственный орган исполнительной власти. О проходящей проверке власти не были предупреждены и узнали только после приглашения на “круглый стол”.

– Главное в административной реформе – совершить принципиальное изменение: перейти с патерналистской концепции на концепцию государства, оказывающего услуги населению, – поделился на “круглом столе” мнением руководитель Сибирского правозащитного центра Дмитрий Ланцов. – Если человек приходит к чиновнику и тот ведет себя высокомерно, со своего “широкого плеча” нисходит до помощи, в этом случае государство выступает как опекун и попечитель населения. Государство же, оказывающее населению услуги, – это, говоря схематично, такая же организация, которая вынуждена и соревнуется с коммерческими структурами по качеству предоставляемых услуг и выполняемых функций.

Помощник руководителя Аппарата Правительства Хакасии Ирина Кацебина на “круглом столе” не раз акцентировала внимание на том, что административные регламенты – это, прежде всего, общественный договор между властью и обществом. Она рассказала, что Правительство Хакасии самостоятельное занимается проведением контрольных закупок совместно с общественными организациями. В результате для совершенствования работы, в частности, разрабатываются новые порталы государственных услуг и вводятся электронные терминалы для облегчения доступа населения к ним.

Слова Ирины Кацебиной подтвердил руководитель Хакасского республиканского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Юрий Седых, сообщивший о своем участии в контрольных закупках по заказу Аппарата Правительства республики. Он также предложил разработать единый общий стандарт качества, вокруг которого должны создаваться административные регламенты.

Как отметил модератор “круглого стола” Алексей Левинсон, нечасто “контрольная закупка” приводит к положительным оценкам работы госорганов. А, например, закупка, проведенная Сибирским правозащитным центром в Управлении федеральной регистрационной службе по Хакасии, показала, что работа там поставлена хорошо, и она существенно улучшилась.

– Порадовало, что на “круглом столе” представители Росрегистрации были открыты для критики и сами указывали на слабые места своей работы. “Круглый стол” в Хакасии отношу к одному из самых удачных в проекте. Было большое количество участников при небольшом числе обсуждаемых регламентов. Это объективный показатель, – сообщил корреспонденту Открытого информагентства профессор Алексей Левинсон. – Особенностью хакасского “круглого стола” можно назвать существенное присутствие представителей органов власти и их содержательное участие в диалоге. Правда, встречались и знакомые нам по другим “круглым столам” проблемы – когда службы, о которых идет речь, не являлись на обсуждения, хотя к ним имелось много претензий по соблюдению административных регламентов. Была сегодня и “защита мундира”, и несодержательная критика НПО за “бюрократизм”, и восприятие регламентов как очередное явление бюрократии.

В “круглом столе” также приняли участие чиновники из Министерства труда и социального развития, Министерства культуры и Госкомимущества Хакасии.

Алексей Левинсон отметил, что ему было приятно сегодня быть свидетелем обменов телефонами между представителями власти и НПО. Он подчеркнул, что помощь в улучшении взаимодействия между организациями и государством не является прямой задачей подобных “круглых столов”, но как полезный “побочный эффект” приветствуется.


Направления деятельности:   / 
Источник:  Открытое информационное агентство
Ссылка:  http://openinform.ru/news/seamy/05.11.2008/10153