Информация о деятельности Центра

Центр анализа деятельности органов исполнительной власти является подразделением Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ). Как самостоятельное подразделение Центр функционирует с 2006 года и специализируется на экспертно-аналитической и методической поддержке федеральных органов исполнительной власти в сфере модернизации технологий государственного управления. После перехода НИУ-ВШЭ в ведение Правительства РФ в 2008 году деятельность Центра сконцентрировалась на аналитической поддержке Аппарата Правительства РФ.  

Мы выделяем следующие базовые направления своей работы:

  • Административная реформа в ее текущем понимании;
  • Электронное правительство (информационное общество);
  • Результативность и эффективность распределения ресурсов (прежде всего, бюджетных);
  • Государственная служба;
  • Иные консультационно-внедренческие проекты в интересах федеральных органов исполнительной власти.
 

Административная реформа 

В рамках методической поддержки Минэкономразвития России эксперты Центра принимали активное участие в подготовке следующих документов:

  • Концепция административной реформы в РФ в 2006 - 2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р;
  • Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)»;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • и т.д.
Ключевым направлением в рамках административной реформы, в которых Центр активно принимал участие – это создание системы регламентации деятельности государственных служащих, в которой административные регламенты служат основой для рационализации, оптимизации деятельности, дальнейшего перехода к электронным услугам и основой для должностных регламентов. В период 2008-2010 годы Центром проведен ряд мониторингов внедрения административных регламентов, что позволило оценить уровень распространения регламентации в федеральных органах исполнительной власти и ее качество. Ключевые методические вопросы, по которым проводится работа: методология оптимизации государственных услуг, деятельность подведомственных организаций, межведомственное взаимодействие, учетные системы, классификация полномочий (функций и услуг).  

В целях сбора, учета, хранения и использования систематизированной информации о полномочиях федеральных органов исполнительной власти в марте 2009 г. сотрудники Центра анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления НИУ-ВШЭ приступили к неофициальному реестрированию полномочий федеральных органов исполнительной власти и учету их базовых характеристик платности, нормативных оснований, особенностей исполнения. В июне 2009 г. была создана первая версия Регистра полномочий федеральных органов исполнительной власти. 17 июня 2010 г. Центр получил свидетельство Роспатента о государственной регистрации Регистра полномочий федеральных органов исполнительной власти  

За период 2007-2010 гг. проведено более 20 проектов в интересах федеральных органов исполнительной власти (ФМС, Роскомнадзор, Роспечать, Минкультуры, Ространснадзор и т.д.). Основные направления – разработка и экспертиза административных регламентов, разработка ведомственных программ повышения качества государственных услуг и исполнения государственных функций, досудебное обжалование, антикоррупционные механизмы и т.д.  

В рамках развития новых подходов к осуществлению контрольно-надзорной деятельности выполнен цикл работ, существенная часть результатов которых нашла отражение в рамках доклада «Состояние системы государственного контроля в Российской Федерации» 2010 г., определяющего первые итоги действия закона № 294-ФЗ, наиболее актуальные проблемы и возможные направления реформирования сферы контрольно-надзорных полномочий.  

В 2010 году Центр принимал активное участие в подготовке предложений по реинжинирингу массовых общественно значимых государственных услуг в рамках поддержки деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы и Рабочей группы по регламентации и стандартизации (рук. Кузьминов Я.И.).  

В конце 2010 года эксперты Центра по заказу Минэкономразвития России разработали Концепцию снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы.  

Электронное правительство (информационное общество) 

В рамках работ по тематике электронного правительства и информационного общества эксперты Центра принимали активное участие в подготовке следующих базовых документов:

  • Системный проект по формированию в РФ электронного правительства;
  • Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», утв. распоряжением №1815-р от 20.10.2010;
  • Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»;
  • Проект ФЗ о снятии ограничений для перевода государственных услуг в электронный вид;
  • Проект постановления Правительства РФ «О порядке формирования и использования базовых реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
  • и т.д.
 

Основная миссия Центра в части перехода к электронному правительству изложена в Системном проекте по формированию в РФ электронного правительства (подготовлен совместно с Центром экспертизы АНХ). Ключевыми направлениями анализа для экспертов Центра по данному направлению являются электронное межведомственное взаимодействие, создание электронных учетных систем, юридическая значимость электронного взаимодействия.  

В рамках прикладных задач в интересах различных федеральных органов исполнительной власти Центр участвовал в постановке задачи и разработке целого ряда информационных систем, в том числе АИС Мониторинг, отдельных компонент ГАС-Управление, ведомственных систем предоставления услуг в электронной форме и т.д.  

Госслужба 

Начиная с 2005 года в рамках программы реформирования государственной службы эксперты Центра вовлечены в пилотные проекты по апробации новых механизмов на государственной службе. С 2009 года эксперты Центра участвуют в оценке эффективности текущей программы развития госслужбы в интересах Администрации Президента РФ.  

Андрей Жулин, Директор Центра