Библиотека

Организация государственного и муниципального управления в области обеспечения пожарной безопасности

Отдельным небольшим сюжетом 2016 г. стал проведенный НИУ ВШЭ подробный анализ практики организации государственного и муниципального управления в области обеспечения пожарной безопасности. Данный вид надзора хорошо известен и понятен каждому. Однако выяснилось, что организован он в России достаточно сложно – надзор состоит из 6 основных стадий, на которых определенные законодательством функции выполняют 11 федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные унитарные предприятия, государственные (муниципальные) учреждения, отдельные коммерческие организации частной формы собственности и физические лица. При этом единый координирующий орган в данной сфере отсутствует. Работа подготовлена основании анализа нормативно-правовой базы, а также запросов по федеральным и региональным органам, за которыми закреплены полномочия в сфере обеспечения пожарной безопасности. 

Основные тенденции и итоги контрольно- надзорной деятельности в Российской Федерации в 2011-2015 гг. (количественная оценка)

В 2016 г. НИУ ВШЭ проводился традиционный анализ тенденций в контрольно-надзорной сфере на основании статистических данных. Делается вывод о том, что общее количество проверок в 2015 г. осталось неизменным, но значительно сократилась доля федеральным проверок, а доля проверок, проводимых региональными контрольными органами выросла; увеличился охват сферы подконтрольных субъектов, в том числе за счет внедрения риск-ориентированного подхода в Ростехнадзоре, однако в целом государственный контроль по прежнему не ориентирован на выявление случаев, связанных с угрозой или фактами причинения вреда. Также установлено, что ресурсное обеспечение госконтроля стабилизировалось, значимую роль стали играть проверки предпринимателей по заявлениям, что привело к увеличению доли внеплановых проверок.

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2015

В 2016 г. была проведена «перезагрузка» ежегодного системного доклада о контрольно-надзорной деятельности за 2015 г. При подготовке доклада НИУ ВШЭ совместно с Комитетом по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров РСПП при участии Минэкономразвития России было принято решение об изменении фокуса изложения материала – вместо несколько отстранённого системного анализа доклад выражает позицию по актуальным для бизнеса конкретным, а не абстрактным вопросам. 

Управление рисками при осуществлении государственного контроля в России // Вопросы государственного и муниципального управления № 2, 2016

В развитие одной из центральных тем системного доклада и реформы контрольно-надзорной деятельности целом Чаплинским А.В. и Плаксиным С.М. была подготовлена отдельная статья по вопросам внедрения риск-ориентированного подхода. Целью статьи являются обобщение и анализ имеющегося в России опыта управления рисками при осуществлении государственного контроля, а также формирование целевой модели и предложений по ее реализации. Для этого, исходя из имеющихся научных разработок и положений законодательства, были сформулированы определения понятий «риск» и «система управления рисками» применительно к сфере государственного контроля (надзора), а также на основании российского опыта проанализированы два основных элемента систем управления рисками: процедура оценки рисков и меры по их минимизации.

Архитектура информационно-коммуникационного обеспечения контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации

Переход на новые принципы организации контрольно-надзорной деятельности предъявляет новые требования к ИКТ-обеспечению деятельности контрольных органов – в части раскрытия информации (например, в части структурированного массива предъявляемых к предпринимателям обязательных требований), в части внутренней организации работы контрольного органа (например, ведение реестра подконтрольных субъектов с историей проверок в отношении каждого из них является необходимым условием внедрения риск-ориентированного подхода), а также в части взаимодействия с предпринимателями (например, итеративного юридически значимого электронного взаимодействия посредством «личных кабинетов»).