Библиотека

Виды госнадзора

Одним из важнейших положений реформы контрольно-надзорной деятельности является фиксация исчерпывающего перечня видов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации с наложением запрета на осуществлением видов контроля (надзора), не указанных в специальном перечне.

Проект Федерального закона «О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации»

В развитие Концепция НИУ ВШЭ была разработана и активно продвигалась авторская версия проекта Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , многие положения которой нашли свое отражения в дальнейших официальных проектах данного законодательного акта. 

Виды государственного контроля (надзора) Российской Федерации

Одним из важнейших положений реформы контрольно-надзорной деятельности является фиксация исчерпывающего перечня видов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации с наложением запрета на осуществлением видов контроля (надзора), не указанных в специальном перечне. Однако реализация данного, вполне разумного, предложения столкнулась с методическими сложностями. Виды надзора появлялись и фиксировались в законодательстве хаотически.

Концепция федерального закона «О государственном и муниципальном контроле и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В рамках детальной проработки переходу к новой модели контрольно-надзорной деятельности НИУ ВШЭ была разработана авторская концепция базового федерального закона в данной сфере, сконцентрированная на следующих ключевых моментах:

  • Правовые основы системы государственного и муниципального контроля в Российской Федерации и разграничение базовых понятий федерального закона
  • Создание системы оценки рисков и управления ими при осуществлении государственного и муниципального контроля
  • Совершенствование применения обязательных требований, соблюдение которых подлежит проверке при контроле
  • Детализация регулирования отдельных составных элементов государственного надзора
  • Совершенствование механизмов обжалования и привлечения к ответственности по результатам осуществления контрольной деятельности
  • Совершенствование системы ресурсного обеспечение контрольно-надзорной деятельности
  • Информационно-аналитическое обеспечение и оценка эффективности контрольно-надзорной деятельности

Юридическое оформление и механизм реализации федерального закона

Модернизация системы контрольно-надзорных полномочий в Российской Федерации

Смутное понимание о том, что положительный эффект Закона № 294-ФЗ себя исчерпал и требуется переход на новую модель регулирования контрольно-надзорной деятельности, сформировалось еще в 2013 г. Результатом размышлений о необходимости нового этапа реформ стала как раз «Концепция повышения эффективности…». Действительно, несмотря на то, что Закон № 294-ФЗ изначально задумывался как универсальный, к 2013 г. число полных или частичных исключений из-под действия закона превысило число видов надзора, на которые он распространялся. Однако главным было не это.