Библиотека

Виды государственного контроля (надзора) Российской Федерации

Одним из важнейших положений реформы контрольно-надзорной деятельности является фиксация исчерпывающего перечня видов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации с наложением запрета на осуществлением видов контроля (надзора), не указанных в специальном перечне. Однако реализация данного, вполне разумного, предложения столкнулась с методическими сложностями. Виды надзора появлялись и фиксировались в законодательстве хаотически.

Концепция федерального закона «О государственном и муниципальном контроле и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В рамках детальной проработки переходу к новой модели контрольно-надзорной деятельности НИУ ВШЭ была разработана авторская концепция базового федерального закона в данной сфере, сконцентрированная на следующих ключевых моментах:

  • Правовые основы системы государственного и муниципального контроля в Российской Федерации и разграничение базовых понятий федерального закона
  • Создание системы оценки рисков и управления ими при осуществлении государственного и муниципального контроля
  • Совершенствование применения обязательных требований, соблюдение которых подлежит проверке при контроле
  • Детализация регулирования отдельных составных элементов государственного надзора
  • Совершенствование механизмов обжалования и привлечения к ответственности по результатам осуществления контрольной деятельности
  • Совершенствование системы ресурсного обеспечение контрольно-надзорной деятельности
  • Информационно-аналитическое обеспечение и оценка эффективности контрольно-надзорной деятельности

Юридическое оформление и механизм реализации федерального закона

Модернизация системы контрольно-надзорных полномочий в Российской Федерации

Смутное понимание о том, что положительный эффект Закона № 294-ФЗ себя исчерпал и требуется переход на новую модель регулирования контрольно-надзорной деятельности, сформировалось еще в 2013 г. Результатом размышлений о необходимости нового этапа реформ стала как раз «Концепция повышения эффективности…». Действительно, несмотря на то, что Закон № 294-ФЗ изначально задумывался как универсальный, к 2013 г. число полных или частичных исключений из-под действия закона превысило число видов надзора, на которые он распространялся. Однако главным было не это. 

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2013

Системный доклад о контрольно-надзорной деятельности за 2013 г., подготовленный НИУ ВШЭ совместно с Комитетом по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров РСПП при участии Минэкономразвития России был посвящен широкому кругу системных и отраслевых вопросов.

Знакомьтесь, административные барьеры, или Государственное регулирование бизнеса по-русски

Большой объем работы, систематически ведущейся по вопросам государственного управления , привел к формированию в НИУ ВШЭ значительной базы примеров так называемых «административных барьеров» - несуразностей законодательства, случайно или умышленно осложняющих жизнь предпринимателей путем вменения им непроизводительных издержек