Стандарт открытости в Минтруда: сервисы для общества

01.10.2014 Информационный сервис, посвященный льготам и пособиям, публикация открытых данных об объектах для людей с ограниченными возможностями, стандарт открытости региональных органов соцзащиты, эталонный план противодействия коррупции, обсуждение общественно значимых законопроектов — это, по мнению экспертов, могло бы реализовать Министерство труда для повышения открытости. Эти и другие инструменты обсуждались 1 октября на совещании, посвященном внедрению Стандарта открытости в министерстве.

Информационный сервис, посвященный льготам и пособиям, публикация открытых данных об объектах для людей с ограниченными возможностями, стандарт открытости региональных органов соцзащиты, эталонный план противодействия коррупции, обсуждение общественно значимых законопроектов — это, по мнению экспертов, могло бы реализовать Министерство труда для повышения открытости. Эти и другие инструменты обсуждались 1 октября на совещании, посвященном внедрению Стандарта открытости в министерстве.

Министерство труда и социальной защиты стало одним из пилотных ведомств, в которых внедряются принципы Открытого правительства. Кроме того, министерство является разработчиком методических рекомендаций, посвященных модернизации государственной службы.

Во многих вопросах Минтруд является ведущим ведомством… Без понимания чиновником своей функции обслуживания интересов налогоплательщиков мы не сможем построить качественную работу… каждого министерства и ведомства и каждого сотрудника», — сказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В результате самообследования, которое в марте провели 63 министерства и ведомства, Минтруд оказался на девятом месте в рейтинге открытости, а Роструд на втором. Тогда сами ведомства ставили себе оценки по 10 механизмам, закрепленным в Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти (этот документ утвержден Правительством 30 января 2014 года, совместно с методическими рекомендациями он составляет Стандарт открытости). А по результатам опроса ВЦИОМ среди экспертов, граждан, сотрудников органов власти, Минтруд оказался лидером.

Минтруд сформировал активный общественный совет (в том числе посредством голосования в интернете), разработал план внедрения Стандарта открытости в служебную культуру, четко определил референтные группы, создал проектный офис по внедрению принципов открытости, напомнил глава Минтруда Максим Топилин. Один из приоритетных принципов открытости для ведомства понятность.

Мы должны объяснять населению в том числе и те ограничения, в которых находимся», — указал министр.

Для повышения понятности политики ведомства эксперты предложили ряд конкретных сервисов, для чего нужно активизировать публикацию открытых данных. Сейчас министерство опубликовало 27 наборов. В планах еще 32, сказал директор Департамента развития государственной службы Дмитрий Баснак. Этого мало, считают эксперты. В Совете по открытым данным подсчитали: у министерства и подведомственных служб более 90 информационных ресурсов, из которых 10 — информационные системы. Предложение экспертов из Высшей школы экономики — создать несколько «якорных» сервисов.

Они предлагают добиться и сделать информационный сервис о государственных пособиях и льготах… На одну кнопку нажал и все понятно… Я слышу знаете что: "почему это до сих пор не сделано?" Если люди узнают все, что им причитается в части обязательств государства, тут-то и начнется!.. Выпускник детского дома а у них разное представление и образование — имеет большие льготы, в том числе по обеспечению жильем, и так далее! Дайте ему "кнопку" под его профиль! Чтобы он четыре галочки поставил по своему профилю и получил информацию, в том числе по геолокации: чтобы знал, куда обратиться», — отметил Михаил Абызов.

Индивидуализировать этот сервис не получится, сомневается Максим Топилин, — для каждой конкретной ситуации нужно выяснить нюансы. 

Если не все нюансы, то большую часть ситуаций — 80% — реально объяснить с использованием IT-технологий…. Детали, связанные с конкретной ситуацией, можно решить за счет горячей линии или переадресации в региональные органы управления», — парировала старший научный сотрудник ВШЭ Наталья Дмитриева.

В ходе обсуждения эксперты сошлись во мнении, что к работе по созданию такого сервиса должны подключиться Минздрав, Минтранс, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие заинтересованные ведомства.

Еще один проект — геолокационный сервис по объектам «доступной среды», указал Михаил Абызов. В ВШЭ уверены — если Минтруд раскроет данные по таким объектам в машиночитаемом формате, то разработчики предложат приложения и сервисы для построения маршрутов для людей с ограниченными возможностями. Еще один проект — единый сервис обработки и контроля ответов на обращения граждан. Он смог бы сделать доступной информацию о том, куда и по каким вопросам обращаться, сказала Наталья Дмитриева. Минтруд является лидером по приему обращений (50 тыс. в год). Как признался Дмитрий Баснак, сотрудникам приходится даже выходить и давать консультации гражданам, подающим жалобы в Администрацию Президента — она находится по соседству.

Тем не менее, при позитивной оценке экспертами реализации Стандарта открытости в Минтруда есть ряд недочетов. Публичная декларация целей и задач, которую ведомство формулировало в 2013 году в пилотном режиме, в этом году не создавалась. Ее необходимо подготовить на 2015 год, сказал Михаил Абызов. Кроме того, Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства поручала министерствам выбрать 35 общественно значимых нормативно-правовых актов для представления их в понятном формате на широкое обсуждение. Этого не сделано, констатировали эксперты. Определить такие акты может и общественный совет. Для концентрации деятельности общественных советов на значимых направлениях госполитики будут подготовлены соответствующие изменения. 

Мы должны будем до конца года определить критерии общественной значимости нормативных актов, порядок работы с этими общественно значимыми актами. Доклад соответствующий был направлен в Администрацию Президента, в целом он одобрен», — сказал Михаил Абызов.

При этом ограничивать общественные советы в обсуждении тех или иных вопросов не будут. Кроме того, есть положительная практика, когда советы сами инициируют обсуждение. Этот факт будет учитываться при анализе эффективности общественных советов, методику которого готовит Общественная палата.

Взялся общественный совет Минобрнауки решить вопрос сдачи ЕГЭ детьми, которые находятся на лечении, в отрыве от своей географии, — общественный совет решил! Дети из Челябинска лечатся в Москве и других городах, а не могут сдать ЕГЭ. Их десятки тысяч. Вот такие практические результаты в деятельности советов важны», — сказал Михаил Абызов.

Еще одно направление работы Минтруда внедрение принципов открытости на государственной службе в целом (с 2015 года и на муниципальной). Здесь эксперты дали ряд рекомендаций. Во-первых, сделать антикоррупционный план министерства эталонным для других ведомств. Пока что большинство таких планов формальные, заключили в Экспертном совете.

У нас хороший антикоррупционный план, плотный. Жалко, что он мало индивидуализирован. Он, Максим Анатольевич, получился чуть более типовой, чем ожидалось. Министерство здесь законодатель моды по противодействию коррупции. Мы ожидаем, что план министерства будет примером для всех», — сказал Михаил Абызов.

Само министерство усовершенствовало кодекс этики госслужащего, провело ряд обучающих семинаров, а также ввело практику формирования рейтингов. Один из них в сфере противодействия коррупции на основе самооценки министерств и их территориальных органов и онлайн-опросов.

В 2012 году у нас практически на 50% были положительные оценки. Когда мы ввели онлайн-опрос, увидели, что 22% это положительные оценки по госорганам, средний уровень — 49%, а 29% органов, по мнению граждан, не смогли эффективно организовать деятельность своих подразделений», — сказал Дмитрий Баснак.

Для повышения культуры госуправления Михаил Абызов и Максим Топилин договорились провести семинар для чиновников, экспертов, членов общественных советов относительно изменения внутренних регламентов с целью внедрения принципов открытого госуправления. Но внедрять эти принципы необходимо и на региональном уровне, уверен Михаил Абызов.

Целесообразно подготовить рекомендации для органов власти субъектов Российской Федерации в сфере труда и социальной защиты, включая систему управления открытостью на региональном уровне и механизмы контроля. В этих рекомендациях стоит описать, какие механизмы должны применяться (не все, определенные для федерального ведомства)», — подчеркнул министр.

Минтруда готово скорректировать план внедрения Стандарта открытости с учетом замечаний экспертов. По словам Максима Топилина, ведомство изучит возможности по упрощению представления данных по льготам и пособиям. Кроме того, министр лично проконтролирует работу по учету замечаний общественного совета. Максим Топилин также согласился с предложением председателя совета Елены Тополевой-Солдуновой об активизации диалога с некоммерческими организациями, особенно в свете вступления в силу закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Представителей региональных НКО уже 3 октября пригласят к участию в селекторном совещании по этому вопросу, а 14 октября на обсуждение плана реализации Концепции семейной политики.


Источник:  Открытое правительство
Ссылка:  http://open.gov.ru/events/5510986/