В 2015 г. количественный анализ масштабов контрольно-надзорной деятельности перешел на новый качественный уровень. Формирование рядов статистических данных за 2011-2014 гг., а также полученные в 2015 г. результаты опроса предприятий среднего и малого бизнеса, проведенного по заказу Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите праве предпринимателей позволили дать количественную оценку тенденциям развития контрольно-надзорной сферы, а данные опроса – дополнить и сопоставить официальную статистику с оценками предпринимателей.
Контрольно-надзорная деятельностьОсновные тенденции и итоги контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в 2011-2014 гг. (количественная оценка)
По результатам анализа были сделаны выводы о том, что подавляющая часть проверочных мероприятий проводится федеральными контрольными органами, хотя их доля постепенно снижается; наблюдается концентрация объемов контрольной деятельности в 7–8 крупнейших федеральных контрольных органах и 12–13 регионах. Само по себе количество проверок не является фактором, существенно влияющим на административное давление в отношении предпринимателей, поскольку охват подконтрольных субъектов проверками, количество проводимых проверок и их продолжительность невелики. Несмотря на значительное сокращение численности сотрудников контрольных органов и рост финансирования, уровень финансового обеспечения работы контрольных органов остается недостаточным. Государственный контроль не ориентирован на выявление случаев угрозы или фактов причинения вреда в связи с нарушением обязательных требований, а во многом начинает играть фискальную функцию пополнения бюджетов за счет наложения штрафов.
Материалы: