Подготовлен перечень информационных ресурсов, ведение которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти

16.04.2013    В настоящее время в рамках деятельности Открытого правительства в Российской Федерации реализуется проект по открытым государственным данным. Целью данного проекта является максимально широкое предоставление доступа к государственным информационным ресурсам (их частям) в форматах, обеспечивающих автоматическую обработку данных без предварительного изменения человеком в целях неоднократного и свободного использования (XML, CSV, иные форматы данных (далее – машиночитаемые форматы)).
   Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по ведению различных информационных ресурсов. Каждый из таких информационных ресурсов должен быть проанализирован на предмет возможного открытия доступа к нему (или к его части), а в случае, если доступ к тому или иному ресурсу уже открыт, – на предмет улучшения качества такого доступа (в частности, предоставления возможности скачивания массивов данных в машиночитаемых форматах).
   Центром анализа деятельности органов исполнительной власти Института госуправления НИУ ВШЭ проведено экспресс-исследование, целью которого было выявление максимального числа информационных ресурсов, ведение которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти.
   В круг исследования попали информационные ресурсы, указание на необходимость ведения которых имеется в распорядительных или нормативных правовых актах (указание на реестры, регистры, кадастры, базы данных, информационные системы, содержащие массивы данных, перечни, результаты мониторингов и т.д.).
   Источниками исследования явились:
- нормативные правовые акты, в том числе Положения об органах;
- распорядительные акты;
- официальные сайты федеральных органов исполнительной власти;
- реестр федеральных государственных информационных систем (http://www.rsoc.ru/it/register/).

   В результате проведенного исследования был составлен перечень информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти. В перечень включались также информационные ресурсы, ведение которых осуществляется подведомственными организациями федеральных органов исполнительной власти в случае, если необходимость ведения таких ресурсов указывалась в нормативных правовых актах.
   Как правило, в перечень информационных ресурсов не включались различные перечни, классификаторы, справочники, иные ресурсы, если такие ресурсы полностью включены в текст какого-либо нормативного правового акта, утвердившего их, и такой акт опубликован в установленном порядке (например, Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 2055-р).
Всего выявлено 728 информационных ресурсов в 79 федеральных органах исполнительной власти (в среднем по 9 ресурсов в каждом органе). Перечень информационных ресурсов приведен в приложении к настоящей записке.
   В отношении 47% (344) таких ресурсов в нормативных правовых актах установлено требование об обязательном их размещении в сети Интернет (полностью или в значительной части).
При этом фактически в Интернете размещено 56% (410) всех выявленных информационных ресурсов ФОИВ (полностью или в значительной части), что показывает, что органы власти размещают имеющиеся у них в распоряжении сведения в открытом доступе даже без соответствующего нормативно обязательного требования. Однако только 2% (20)  ресурсов выгружены в машиночитаемых форматах.

   Необходимо отметить, что выявленные в ходе проведенного экспресс-исследования информационные ресурсы не соответствуют понятию наборов открытых данных, которые в настоящее время размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти.
Информационные ресурсы – это систематизированный свод данных, собираемых органами власти в целях или в связи с исполнением полномочий таких органов. При этом формирование такого информационного ресурса должно быть предусмотрено в нормативных правовых актах.
Набор открытых данных – это сведения, объединенные по какому-либо одному признаку, которыми орган власти законно располагает.
Таким образом, в рамках одного полномочия  органа власти может образовываться множество наборов данных (например, ФНС России в качестве наборов открытых данных разместила «Отчет № 1-ДДК», «Отчет по форме 5-НДФЛ» и т.д.).

   В 8% (56) случаях  выявлены ресурсы, которые несмотря на требования законодательства о размещении в сети Интернет, фактически в открытом доступе не размещены.
   Необходимо отметить, что, как правило, законодательство не регулирует вопрос размещения информационных ресурсов органов власти в сети Интернет (не запрещая этого, но и не требуя). Так, в 48% (351) нормативные правовые акты не содержат никаких требований о размещении в сети Интернет информационных ресурсов органов. Прямо или косвенно Эта особенность регулирования связана с господствующей ранее презумпцией о том, что если не предусмотрено иное, информация считается конфиденциальной (гриф «ДСП»).  В настоящее время регулирование ведения информационных ресурсов органами власти должно строиться на иной презумпции: если не предусмотрено иное, информация считается открытой и доступной, в том числе, по средствам размещения в сети Интернет. Указанное означает будущую большую работу по внесению правок в нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения тех или иных информационных ресурсов и порядок предоставления сведений из таких ресурсов.  
   Также необходимо отметить, что на выбор законодателя, запрещать или не запрещать размещение в сети Интернет информационных ресурсов органов, не влияет наличие в таких ресурсах сведений, относимых к персональным данным граждан. Выявлено 11% (83) информационных ресурсов, в которых содержатся (или могут содержаться) персональные данные граждан, и которые фактически размещены в сети Интернет полностью или в значительной своей части.
   Данные сведения могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти при определении своей позиции по вопросу об открытии тех или иных информационных ресурсов.
   При выработке политики открытых данных того или иного федерального органа исполнительной власти по конкретному информационному ресурсу надлежит исходить из текущей ситуации сложившейся с размещением в открытом доступе в сети Интернет такого ресурса.

Сам перечнь можно скачать по ссылке: https://docs.google.com/file/d/0B2lJKz_QoFyjLVRlY05WSGVkTkU/edit?usp=sharing

Направление деятельности:  Электронное правительство и информационное общество

Возврат к списку