Исследователи Центра посчитали экономический эффект от публикации открытых данных

28.01.2015

Почему общественный транспорт

За последние два года в России появилось множество наборов открытых данных, было создано несколько порталов для их публикации, стали появляться первые мобильные приложения на их основе. Вся эта работа требовала заметных финансовых и трудовых затрат, но до настоящего времени в нашей стране не было предпринято ни одной попытки оценить рациональность этих вложений, попробовать измерить их отдачу, оценить эффект от публикации данных.

Исследование, которое провели Центр анализа деятельности органов исполнительной власти и Дирекция по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ, стало первой попыткой проанализировать еще не опубликованные наборы открытых данных в сфере общественного транспорта Москвы и выбрать из них те, которые могут сильнее всего повлиять на экономическую, социальную и другие сферы городской жизни.

Общественный транспорт в качестве объекта исследования выбран потому, что открытые данные из этой сферы уже достаточно давно публикуются за рубежом, где на их основе активно создаются приложения. Это дает возможность судить о потенциальном эффекте от этих данных в России.

Что выяснилось

На первом этапе исследования было выделено четыре основных набора данных (текущее положение транспортных средств, паспорт маршрута, паспорт остановки, система турникетов), на основе которых можно создать приложение, способное выстраивать связанные маршруты на различных видах общественного транспорта Оно будет максимально точно указывать время прибытия на место, при этом учитывать различные критерии (минимизацию времени в пути, минимизацию расходов, максимальный комфорт, ограниченные возможности передвижения).

Исследователи также провели социологический опрос, в котором приняло участие 1,5 тыс. пользователей личного и общественного транспорта Москвы с целью выяснить, как же повлияет такое приложение на транспортную систему города. Выяснилось, что при появлении приложения с описанными выше характеристиками 10% водителей готовы полностью отказаться от использования личного автомобиля в будние дни (в дни пиковой нагрузки на транспортную систему) и пересесть на общественный транспорт.

Совокупный экономический эффект от использования приложений на основе открытых данных общественного транспорта Москвы, по мнению исследователей, может составить 58,753 млрд руб./год. Такая цифра достигается за счет:

  • более высокой наполняемости общественного транспорта и более эффективного использования единиц техники — 3,668 млрд руб./год
  • уменьшения времени поездки пассажиров на общественном транспорте — 8,890 млрд руб./год
  • уменьшения времени поездки на личном транспорте — 41,515 млрд руб./год
  • уменьшения времени ожидания на остановках — 11,967 млрд руб./год.
  • уменьшения потребления бензина и доходов от его продажи (отрицательный экономический эффект)  7,287 млрд руб./год.

«Раскрытие наборов данных общественного транспорта Москвы и последующее появление приложений на их основе оценивалось не только финансовыми показателями», — говорит аналитик Дирекции по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Руслан Артамонов. По его мнению, не менее важны сопутствующие эффекты, которые в настоящее время не могут получить доказанную количественную оценку. Например: повышение транспортной доступности объектов Москвы, оптимизация маршрутной сети и запуск новых маршрутов наземного городского транспорта, повышение качества жизни за счет высвобождения пространства от автомобилей и даже увеличение пунктуальности москвичей и т.д.

Таким образом, как считают исследователи НИУ ВШЭ, публикация востребованных открытых данных транспорта города Москвы позволит ощутить заметные позитивные социальные и экономические эффекты для города, а также стать источником дополнительных ресурсов решения транспортных проблем для правительства Москвы.


Презентация к исследованию (PDF, 2.66 Мб)


Направление деятельности:   / Мониторинговые исследования / Электронное правительство и информационное общество

Возврат к списку