Эксперты Центра рассчитают экономически обоснованные ставки экологического сбора

02.06.2015 Установление экологического сбора стало одним из главных новаций государственного регулирования обращения с отходами, введенных 458 Федеральным законом от 29 декабря 2014 года. По просьбе Минприроды России эксперты НИУ ВШЭ проводят работу над экономическим обоснованием ставок экологического сбора по всем группам товаров и продукции, отходы от использования которых подлежат утилизации.

Среднестатистический россиянин в год производит около 400 килограммов мусора, что в масштабах всей страны ежегодно дает до 60 млн. тонн твердых бытовых отходов (ТБО). Из них 95-97% отправляются на захоронение, то есть утилизируется не более 5% ТБО (для сравнения в Европе этот показатель составляет порядка 40%). В результате на текущий момент объем накопленных отходов превышает 30 млрд. тонн. Для размещения отходов действует 4 тыс. свалок и полигонов, 80% из которых были образованы более 20 лет назад и не соответствуют элементарным санитарным требованиям. При этом в стране насчитывается порядка 18 тыс. несанкционированных свалок.
отходы.png

Для решения проблем, связанных с обращением с отходами производства и потребления был принят новый закон (№ 458-ФЗ от 29 декабря 2014 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В его положениях был закреплен ряд решений, которые кардинально меняют систему государственного регулирования обращения с отходами, в частности:

  • установлена и нормативно закреплена ответственность производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов от использования этих товаров, которая предполагает две модели реализации — самостоятельная утилизация отходов и уплата экологического сбора;
  • расширен подлежащий лицензированию перечень видов деятельности по обращению с отходами;
  • должен быть обеспечен учет отходов от использования товаров посредством создания Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров;
  • установлен и нормативно закреплен механизм создания, финансирования и реализации региональных программ в области обращения с отходами.

Высшая школа … экологии

Для реализации новых положений федерального закона «Об отходах производства и потребления» в 2015 году должно быть разработано и утверждено более 40 актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

По просьбе Минприроды России эксперты НИУ ВШЭ начали работу по сопровождению реализации положений 458 Федерального закона, в частности, по экономическому обоснованию ставок экологического сбора.

По словам проректора НИУ ВШЭ Андрея Жулина, курирующего данные работы, эксперты Высшей школы экономики стояли у истоков экономического обоснования создания отрасли работы с отходами: «Мы понимаем, что в сложных экономических условиях вопросы экологии традиционно отодвигаются в сторону. Но если принято решение о введении экологического сбора, мы должны, с одной стороны, обеспечить минимальную нагрузку на производителей (и в итоге на стоимость продукции), а с другой — рассчитать минимально необходимый для создания инфраструктуры размер сбора».

Финансово-экономическая модель для минимизации социальных последствий

Для расчета ставок экологического сбора экспертами НИУ ВШЭ была разработана финансово-экономическая модель, в основу которой положены следующие величины:

  • обоснованный объем образующихся отходов от использования товаров;
  • удельная себестоимость обращения с отходами по каждой группе товаров и продукции, подлежащих утилизации;
  • удельные затраты, необходимые для развития и внедрения новых мощностей для утилизации отходов.

На основании этой модели были произведены расчеты ставок экологического сбора по 9 укрупненным группам товаров и продукции, в частности, бумага и картон, стекло, резина, масла, электронная и электробытовая техника и т.д. Полученные расчеты в регулярном режиме обсуждаются с заинтересованными представителями бизнеса, как со стороны производителей и импортеров товаров, так и со стороны переработчиков отходов, на площадке Минприроды России.

На сегодняшний день в обсуждениях уже приняли участие порядка 80 представителей бизнес-сообщества. Разработчик финансово-экономической модели расчета ставки экологического сбора директор Института экономики энергетики и жилищно-коммунального комплекса НИУ ВШЭ Виктор Колесник отмечает: «Величина ставок предлагаемого к введению экологического сбора основывается на двух принципах: минимизация социальных последствий (роста стоимости товаров и потребительской корзины) и реализация программ построения отрасли управления отходами с учетом динамики утилизации до 80% всех видов ТБО. В свою очередь, наравне с высокой степенью ответственности, введение ставок предоставляет ряд преимуществ, в числе которых появление постоянного инвестиционного ресурса в отрасли, а также формирование заказов на производство оборудования у отечественной промышленности».

Центр компетенций для баланса интересов

Таким образом, работа представляется важной и актуальной, так как необходимо соблюсти баланс интересов: с одной стороны, необходимо обеспечить реализацию приоритета государственной политики по созданию в стране отрасли обращения с отходами, а с другой стороны, нельзя допустить существенного роста расходов граждан как за счет роста цен на потребительские товары и услуги, так и увеличения тарифов на коммунальные услуги.

Вступление в силу 458 Федерального закона приводит к необходимости разработки региональных программ, инвестиционных программ. «К нам начинают обращаться представители региональных органов власти, особенно тех субъектов, для которых вопросы экологии носят принципиальный характер, — отмечает координатор проекта, научный сотрудник Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Лейла Синятуллина. — Поэтому сейчас на базе Высшей школы экономики мы планируем организовать центр компетенции по вопросам построения отрасли, это будет методическая и дискуссионная площадка».



Возврат к списку