На заседании Совета по открытым данным были подведены итоги работы в 2015 году и определены дальнейшие шаги развития

На заседании Совета по открытым данным были подведены итоги работы в 2015 году и определены дальнейшие шаги развития 05.02.2016

04 февраля 2016 года состоялось очередное заседание Совета по открытым данным под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. На заседании Совета были рассмотрены вопросы текущего состояния открытых данных в России, оценены результаты 2015 года, а также определены дальнейшие шаги по реализации плана мероприятий в 2016 году. 



Из наиболее значимых достижений 2015 года были отмечены:

От имени Высшей Школы Экономики на Совете выступил с докладом руководитель проектов дирекции по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Артамонов Руслан. Эксперт заявил, что на прошлом заседании Совета по открытым данным (10.12.2015) НИУ ВШЭ был представлен перечень информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, а также был предложен подход по дальнейшей работе Совета в направлении публикации наборов данных. Данный перечень включает в себя 617 информационных ресурсов, которые федеральные органы исполнительной власти, а также Банк России ведут в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.

По словам эксперта, перечень был разослан по членам Совета с просьбой выбрать приоритетные ресурсы для публикации в формате открытых данных. По итогам систематизации собранных ответов НИУ ВШЭ сформирован перечень из 141 информационного ресурса для первоочередной проработки подгруппой Совета по открытым данным с целью дальнейшей публикации в формате открытых данных. Это те данные, которые выделили как приоритет не менее 2 организаций.

Артамонов Руслан заявил: «В настоящее время все приоритетные к обработке ресурсы находятся в разной степени раскрытия. Что-то совсем недоступно, даже по запросу, что-то можно получить по официальному запросу, какие-то базы частично раскрыты через интернет-сервисы, что-то есть в формате открытых данных». Эксперт отдельно отметил, что перечень приоритетных ресурсов - рабочий документ. Он необходим только для внутренней работы Совета, чтобы правильно расставить акценты в дальнейшей работе. Никакого закрепления или утверждения этот перечень в текущем виде не требует.

Согласно докладу эксперта дальнейшую работу с этими перечнями важно будет выстраивать следующим образом:

  1. Для пилотного прохода необходимо отобрать первые ведомства, ресурсы которых по результатам опросов наиболее востребованы. По результатам опросов наиболее востребованными оказались ресурсы Росприроднадзора (24 запроса) и Росреестра (32 запроса).
  2. Силами рабочих групп Совета необходимо провести оценку возможности раскрытия ресурса по различным критериям: наличие ограничений (платность, секретность, наличие персональных данных), «чувствительность к раскрытию» и готовность непосредственно информации к публикации.
  3. Также силами рабочих подгрупп Совета необходимо провести подготовку структур данных и определить перечень необходимых для раскрытия полей (атрибутов), глубину детализации, периодичность обновления информации и других требований к набору. Важно отметить, что информационный ресурс это не всегда один набор данных, поэтому на данном этапе один ресурс может превратиться в десятки различных наборов данных
  4. Если потребуется, возможно проведение оценки социально-экономического потенциала раскрытия того или иного ресурса. Эта работа достаточно трудоемкая и индивидуальная, поэтому оценку стоит проводить только в случае, если данные имеют действительно высокую востребованность, а также при условии, что публикация данных потребует от ведомства значительных финансовых или трудовых усилий.
  5. Проработанные рабочими подгруппами Совета наборы данных необходимо включить в расширенный список распоряжения № 1187 об обязательных к раскрытию наборах данных. Разногласия по расширению этого списка необходимо обсуждать на очередном заседании Совета.

Артамонов Руслан отметил, что перечень данных распоряжения №1187 можно как расширять, так и оптимизировать. Так, например, сейчас в распоряжении есть требование ко всем ведомствам раскрывать данные федерального плана статистических работ. Возможно, есть смысл убрать этот обязательный набор из распоряжения и включить туда данные ЕМИСС Росстата, что по сути одно и то же. Причем данные Росстатом уже опубликованы в формате открытых данных, и этот набор попал в приоритет первого уровня (5 организаций назвали его приоритетным к раскрытию). В итоге, возможно, снять нагрузку со всех ФОИВ по публикации и поддержании в актуальном состоянии этого набора и сосредоточить их усилия на других данных. Тем более что данные федерального плана статистических работ ФОИВ публикуют в совершенно разных несопоставимых между собой форматах, что значительно снижает их ценность.


Материалы:

Направление деятельности:  Электронное правительство и информационное общество

Возврат к списку