Проректор НИУ ВШЭ Андрей Жулин представил работу экспертов ВШЭ по повышению доступности для граждан информации о деятельности организаций социальной сферы.

Проректор НИУ ВШЭ Андрей Жулин представил работу экспертов ВШЭ по повышению доступности для граждан информации о деятельности организаций социальной сферы. 07.11.2016

Проректор НИУ ВШЭ Андрей Жулин в рамках заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства представил работу экспертов ВШЭ по повышению доступности для граждан информации о деятельности организаций социальной сферы.

В августе этого года Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову обеспечить утверждение перечней и форматов информации о деятельности организаций социальной сферы для размещения в интернете в виде открытых данных.

Эксперты Высшей школы экономики подготовили перечень обязательных для публикации наборов данных, а также разработали модель нормативно-правового регулирования для обеспечения открытости сведений об организациях социальной сферы.

«Мы провели анализ спроса на данные об организациях здравоохранения и образования. Опросы подтверждают, что сведения, которые могут оказать влияние на выбор врача или образовательного учреждения крайне востребованы среди населения. При этом практически полностью отсутствует какая- либо официальная информация, способная удовлетворить этот спрос» - отметил Андрей Жулин.

«При этом очень показательным является сфера высшего образования. Как показывают наши совместные со ВЦИОМ опросы, как только появились независимые рейтинги в сфере высшего образования, практически сразу граждане стали пользоваться этими рейтингами, и за 2 года уровень доверия к ним вырос практически вдвое, с 19% до 34%

По результатам анализа информационных ресурсов и нормативно-правовых актов выяснилось, что спрос общества на информацию об объектах социальной сферы может быть полностью удовлетворен теми данными, которые уже сейчас собираются в рамках предоставления статистической отчетности.

Так уже сейчас в части сбора статистики:

  • организации здравоохранения заполняют ежегодно боле 20 статформ с более чем 33 000 показателями;
  • дошкольные образовательные организации заполняют ежегодно 13 статформ, включающих 2225 показателей;
  • общеобразовательные организации - 13 статформ, 9943 показателя (только во вновь введенной форме ОО-1 - 8 115 показателей);
  • образовательные организации профессионального образования - 16 статформ и 1 мониторинг со 149 показателям, всего 9263 показателя;
  • образовательные организации высшего образования - 22 статформы и 1 мониторинг с 2830 показателями, всего 14 375 показателей.

Если перемножить это многообразие на число организаций (22, 7 тысяч организаций здравоохранения, 42,6 тысяч общеобразовательных организаций и тд.) мы получим астрономические цифры затрат на сбор регулярной статистики. При этом данные используются очень ограниченно, только для формирования официальной статистической отчетности. Как правило, высокоценные первичные данные не поднимаются дальше регионального отраслевого управления. Причина этому – 282 федеральный закон о статистическом учете, который строго ограничивает использование первичной статистической информации.

Мы предлагаем реализацию поручения Д. А. Медведева в три этапа:

  1. На первом этапе уже сейчас возможно закрепить перечень данных организаций социальной сферы, которые необходимо раскрывать в формате открытых данных. Это касается тех данных, публикация которых не ограничена 282 ФЗ.
  2. На втором этапе мы предлагаем внести изменения в нормативно – правовые акты. Речь идет об изменении Федеральных законов 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и 149-ФЗ “ Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  3. На третьем этапе мы предлагаем закрепить перечень обязательных для публикации первичных данных форм статистических наблюдений организаций социальной сферы.

Отдельно хотелось бы сказать о целевой модели, к которой мы стремимся в долгосрочной перспективе. Фактически мы должны оставить единоразовую публикацию данных статотчетности непосредственно самими организациями. Один раз в одном месте. И далее все заинтересованные участники получают доступ к этой информации в зависимости от прав доступа. Но реализация этого механизма требует как временных так и финансовых расходов, а также связана с некоторыми ключевыми технологическими развилками.»

Соответствующий план действий был одобрен Михаилом Абызовым. Он сообщил о необходимости подготовки предложений для Председателя Правительства Российской Федерации, а также о необходимости подготовки дорожной карты по реализации предложенного подхода с четко выверенными ответственными исполнителями и датами реализации каждого этапа.

Материалы:

Направление деятельности:  Электронное правительство и информационное общество. Разработка и внедрение прикладных информационных систем

Возврат к списку