Главная проблема российской статистики – ее недостоверность

18.04.2018

Результаты исследования состояния статистики в России, проведенного экспертами  Центра анализа деятельности органов исполнительной власти, представил его директор, проректор Высшей школы экономики Андрей Жулин на панельной сессии «Национальная система управления данными: взаимодействие общества, бизнеса и государства в цифровую эпоху» в рамках XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

В качестве одной из главных проблем Андрей Жулин отметил существенные издержки организаций на подготовку и предоставление статистической информации. Результаты инвентаризации совокупных издержек только бюджетных организаций и органов управления в социальной сфере на заполнение 133 форм статотчетности выявили 66,2 млрд рублей ежегодно. При этом общие издержки всех негосударственных образовательных организаций на сбор и предоставление статистики сопоставимы с работой в течение года всех учителей русского языка и математики из всех негосударственных школ, если предположить, что они работают на две ставки.

Другая проблема - низкий уровень достоверности статистической информации. Анализ выполнения майских указов Президента, который эксперты Центра ведут уже пять лет, показывает, что, несмотря на интенсивную работу всех органов власти всех уровней, проблема измерения их результатов по-прежнему стоит остро. «Мы постоянно сталкиваемся со сменой методик, запаздыванием расчетов нужных нам показателей, с недостоверностью и дублированием данных. К примеру, анализ данных занятости населения по типам организации Росстата и Пенсионного фонда выявил разброс в данных порядка 50 – 70%. Причем подобную ситуацию мы наблюдаем не только в Росстате и официальной статистике, но и в других источниках информации», - отметил Андрей Жулин.

Большие трудности вызывают агрегированные, малоинформативные и крайне дорогие показатели. Объем первичной информации огромен, но государство его не использует. Например, анализ статистической отчетности в здравоохранении показывает 22 тысячи медицинских организаций (поликлиники, стационары и так далее), собирающих огромное количество форм, однако вся эта информация при подъеме на уровень субъектов и выше, на уровень федераций, перестает детализироваться, она не привязана к конкретной организации.  Подобную агрегированную информацию крайне сложно использовать для аналитики, для управленческих решений. «Условно это можно назвать “статистической воронкой”, - проиллюстрировал Жулин, - где на входе мы имеем огромный поток полезной информации первичных данных (33 000), на выходе – только 244. При переводе данных показателей в деньги на основе трудозатрат мы получаем: 73 миллиона рублей в год обходится налогоплательщикам каждая официально опубликованная цифра по здравоохранению».

 В заключении Андрей Жулин поддержал тезис экспертов о необходимости максимального использования данных как из государственных, так и негосударственных источников (подробное описание пленарной сессии см. на портале НИУ ВШЭ), подчеркнув важность легализации данных из информационных систем, доказавших свою работоспособность, например, ПФР, ФНС. Кроме этого, отчасти могут быть использованы данные, собираемые банками, мобильными операторами и так далее. Также Жулин отметил приоритетные направления реформирования российской статистики. Во-первых, это переход к единой, интегрированной, распределенной модели сбора, обработки, хранения, предоставления и распространения статистических, отчетных и административных данных. Во-вторых, реорганизация системы сбора, обработки, анализа и представления статистических данных. В-третьих, формирование системы эффективного взаимодействия с пользователями статистической информации.

Материалы: Презентация. Национальная система управления данными: взаимодействие общества, бизнеса и государства в цифровую эпоху


Направление деятельности:  Статистика

Возврат к списку