Систему госуправления необходимо реформировать

30.04.2018

Доклад «Госуправление: приоритетные шаги в целях устойчивого развития» эксперты Вышки представили на круглом столе, посвященном проблемам и перспективам развития государственного управления, в рамках XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. В работе над докладом приняли участие эксперты Центра анализа деятельности органов исполнительной власти.

Доклад акцентирует внимание на необходимости реформирования системы государственного управления. По мнению авторов, основные направления этих реформ  должны быть сконцентрированы в тех областях, где уже есть немалый задел и может быть относительно быстро получен значимый эффект, созданы необходимые условия устойчивого развития страны и модернизации самого государственного управления. Это такие сферы как: система государственного регулирования и стратегического управления, кадры госслужбы, новая информационная основа принятия управленческих решений.

 Шаг 1. Создание методической базы и инструментария интеграционной регуляторной политики 

По мнению авторов,  одна из главных причин низкой заинтересованности населения России в предпринимательской деятельности (для нашей страны характерен нисходящий тренд динамики уровня предпринимательского намерения, при несокращающемся уровне теневой экономики) кроется в сохранении избыточного регулирования, избирательности к регуляторам и отсутствии доверия к ним.

 Улучшить регуляторную среду, как считают авторы, поможет оптимизация функционала исполнительной власти, которая, во-первых, сократит избыточность полномочий (функций и услуг), во-вторых, существенно улучшит исполнение оставшихся полномочий за счет оптимизации лежащих в их основе процессов – информатизации, развития систем обратной связи, использования принципов доказательной политики и объективных оценок результатов регулирования, «больших данных».

 На сегодняшний день наибольшее число полномочий зафиксировано в таких сферах как:  «Национальная экономика» (3364 полномочия, или 32%) и «Общегосударственные расходы» (2158 полномочий, или 21%).

Другая проблема -  регулирование действующих полномочий подвергается постоянным изменениям, связанным, в том числе с передачей полномочий от одного уполномоченного органа другому.

 Как указывают авторы доклада, эффективность управления полномочиями может быть обеспечена при помощи создания соответствующего реестра в виде централизованной автоматизированной информационной системы, которая, например, могла бы быть создана в рамках государственной автоматизированной информационной системы «Управление» и интегрирована в общую инфраструктуру электронного правительства. Ключевым элементом повышения эффективности регулирования должна стать нормализация нормотворческого процесса, так как именно он источник новых регуляторов и изменения действующих.

 Шаг 2. Переход от ручного управления к согласованным стратегиям

 Общим местом, отмечается в докладе, стали упреки российского госуправления в краткосрочной ориентации, «ручном» порядке принятия решений и формализме. И, несмотря на то, что госпрограммы уточняются ежегодно, скоординированной корректировки всех документов стратегического планирования не происходит. В итоге в системе стратегического планирования накапливаются ошибки и противоречия с реальными социально-экономическими процессами.

Авторы доклада убеждены, что для повышения эффективности стратегического планирования первоочередное внимание следует уделить упорядочению системы документов стратегического планирования, разделению их по функциональному назначению, оптимизации содержания и порядка разработки.

В связи с этим будет правильно выделять политические документы целеполагания (указы и послания президента, доктрины, концепции, основы государственной политики) с наиболее высоким статусом, а также прогнозы социально-экономического развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, которые не могут носить статус утверждаемых документов. Кроме этого, необходимо раскрыть информацию о ходе разработки и исполнения стратегий, программ, проектов, организовать оперативную обратную связь с заинтересованными лицами, используя, в том числе, возможности Интернета.

Шаг 3. Внедрение профессионально-функциональных групп

Когда речь заходит о реформировании государственной службы, то зачастую предлагается просто сократить число чиновников, заменить значительную их часть роботами. Простые решения кажутся привлекательными. Однако, убеждены авторы доклада, важно уметь отделять следствия от причины, результат от условий его достижения. До сих пор расчеты численности госслужащих не подкреплялись планами по оптимизации объема полномочий органов власти и технологий их исполнения.

Одной из главных причин отсутствия эффективного контракта с чиновником в России авторы доклада называют сохранение во многом архаичной структуры оплаты труда. Денежное содержание государственных служащих состоит из множества элементов, имеет низкую долю гарантированных выплат (до 50%), субъективный характер формирования переменной части. Денежное содержание включает базовый должностной оклад (около 40%) и многочисленные доплаты (за классный чин, за особые условия труда, премии и так далее), которые практически не связаны с результативностью деятельности.

Для того чтобы оплата госслужащих соответствовала рынку труда необходимо, убеждены авторы, внедрить так называемые профессионально-функциональные группы, а также учитывать уровень оплаты на локальных и профессиональных рынках труда при определении конкурентного уровня оплаты государственных служащих.

 Одновременно с переходом на оплату по профессионально-функциональным группам, который позволит уточнить требования к специалистам для исполнения отдельных государственных полномочий (функций) и точнее оценить конкурентные условия оплаты труда, необходимо снижение региональной дифференциации уровня денежного содержания государственных служащих. К сожалению, в настоящее время она чрезмерна, как и дифференциация оплаты региональных, муниципальных и федеральных служащих в пределах одного региона.

 Отдельный, не менее актуальный, вопрос связан с определением компенсационного пакета для специалистов, занятых в проектной работе. В этом случае, как указано в докладе,  необходима система мотиваций и карьерного продвижения, отличная от предусмотренной действующим законодательством о государственной службе.

 Шаг 4. Создание единой государственной информационной платформы

Перевод нормотворческой деятельности в цифровой формат с использованием современных технологий обмена информацией, по мнению авторов,  качественно изменит систему оценки фактического воздействия принятых нормативных правовых актов, а также создаст условия для более глубокой и объективной оценки регулирующего воздействия вновь разрабатываемых нормативных правовых актов.

 В связи с этим, отмечают авторы, необходимо создать единую государственную информационную платформу, перейти на «реестровую модель» предоставления государственных и муниципальных услуг, создать технологическую базу для удаленного подтверждения личности при оказании услуг и реестровую (регистровую) форму накопления, хранения, обновления, поиска и обработки информации, которую необходимо сформировать отдельно по каждой единице наблюдения. 

 Большие перспективы, отмечается в докладе, связаны с взрывным ростом пространственных данных, основанных на информации о геолокации из мобильных приложений. Кроме этого, значительный объем информации, которая может быть особенно полезна для  обоснования управленческих решений, собирается и обрабатывается негосударственными организациями. Освоение данного информационного ресурса также одна из приоритетных задач системы государственного управления.

Полная версия доклада «Госуправление: приоритетные шаги в целях устойчивого развития» 



Направление деятельности: 

Возврат к списку