Сотрудниками ИГМУ НИУ ВШЭ разработана и внедрена система проведения социологических исследований с привлечением респондентов в сети интернет по принципу поточной выборки (river sampling)
Сотрудниками Института государственного и муниципального управления разработана и внедрена система проведения социологических исследований с привлечением респондентов в сети интернет по принципу поточной выборки (river sampling).
Центр анализа деятельности органов исполнительной власти ИГМУ НИУ ВШЭ на протяжении нескольких лет занимается анализом больших данных в интернете, в том числе анализом данных социальных сетей. В процессе этих работ был разработан собственный подход реализации метода ривер-семплинг, который не предусматривает оплаты респондентам за опрос. Уже сегодня появилась возможность проводить большие дешевые количественные опросы в сжатые сроки. При этом достигается высокая точность привлечения респондентов из любых целевых групп в любых объемах. Ключевое отличие технологии привлечения нужных для опроса респондентов - привлечение не с одного сайта, а со всей сети интернет сразу.
Ривер-сэмплинг - это методика проведения онлайн-исследований, когда респонденты берутся не из базы данных (панели), а привлекаются в режиме реального времени среди пользователей интернета конкретно под данный опрос.
Привлечение респондентов осуществляется среди всех пользователей интернета, используя баннеры, попапы и офферы. Респонденты привлекаются везде, где люди проводят время в интернете. Это социальные сети, новостные порталы, приложения и игры, тематические сайты, блоги и группы и тд.
Подробное описание методики проведения опросов на основе технологии ИГМУ НИУ ВШЭ.
Какие задачи позволяет решать данный подход:
-
интернет социология (онлайн опросы)
-
маркетинговые исследования любых целевых групп
-
анкетирование аудитории в России и за рубежом
-
исследования общественного мнения
Преимущества метода:
-
Дешево (стоимость кратно ниже даже онлайн-панелей)
-
Быстро (тысячи анкет за пару дней)
-
Большие выборки (технология дает возможность привлекать десятки тысяч респондентов за короткие сроки)
- Высокий уровень доверия удобства (более честные и развернутые ответы респондентов)
-
Беспристрастно (респонденты не получают денег за анкеты)
-
Безгранично. Любая страна мира, любой регион, любая провинция (можно опросить жителей села в сибирской глубинке или жителей центра Манхеттена)
-
Достижимость узких групп (возможность опросить тех, кто недоступен в реальной жизни)
-
Небольшие анкеты (не более 25 вопросов).
-
Опросы проводится только среди пользователей Интернета.
-
Мало денег на опрос или есть цель сэкономить на исследованиях.
-
Целевая группа хорошо представлена в интернете.
-
Когда необходимы большие выборки в десятки или сотни тысяч респондентов.
-
Когда нужна большая скорость опроса (тысячи анкет за 1-2 дня)
-
Когда офлайн методами и методами онлайн панелей невозможно дотянуться до респондента.
-
В маркетинговых исследованиях.
-
Когда анкета не сильно перегружена вопросами (не более 25 вопросов) и срок прохождения анкеты не занимает больше 5-7 минут.
-
Когда репрезентативная точность не нужна.
-
Когда опрос интересен пользователям или тема имеет большой общественный резонанс.
-
Когда нужна узкая аудитория (менее 5% от населения).
-
Для первичных качественных исследований проблемной области, о которой мало чего известно.
Примеры реализованных опросов:
1. Опрос населения РФ по вопросам экологии и загрязнения окружающей среды (март 2019)
-
Сложность: Квотная выборка из всех 85 регионов РФ
-
Анкета: 23 вопроса + 1 открытый вопрос
-
Полевой этап: 7 дней
-
Результаты: 10400 респондентов из 85 регионов по всем половозрастным группам.
2. Опрос коренных ненцев в Ямало-Ненецком автономном округе (декабрь 2018)
-
Сложность: опрос среди ненцев, проживающих в ЯНАО, знающих ненецкий язык (всего 22 тыс. человек). Коренные ненцы ведут преимущественно кочевой образ жизни, занимаются крупностадным оленеводством
-
Анкета: 14 вопросов, в том числе вопросы на ненецком языке, а также открытые вопросы о сложностях, с которыми сталкиваются респонденты.
-
Полевой этап: 5 дней
-
Результаты: 1520 респондентов ненцев, из которых 462 – коренные кочевые ненцы, знающие ненецкий язык.
3. Опрос мусульман в 5 странах мира по халяльным продуктам (январь 2019)
-
Сложность: 5 разных стран, анкета на 4 языках (арабский, индонезийский, английский, французский), сильно сжатые сроки опроса
-
Анкета: 10 вопросов, в том числе открытые вопросы
-
Полевой этап: 7 дней
-
Результаты: Индонезия: 1233 респ., Малайзия: 1164 респ., Египет: 1207 респ., Франция: 1414 респ., Саудовская Аравия: 1233 респ.
4. Опрос об информированности жителей 10 районов России о проходящей пробной переписи населения и предстоящей Всероссийской переписи населения 2020 (октябрь 2018)
-
Сложность: Опрашивалось 10 районов и округов России, в том числе труднодоступные (Курилы, Камчатка) в соответствии с социально-демографическими квотами.
-
Анкета: 14 вопросов
-
Полевой этап: 7 дней
-
Результаты: 6 346 респондентов. Результаты опроса полностью совпали с параллельным опросом, который проводил Росстат
5. Опрос представителей бизнеса стран СНГ, не входящих в ЕАЭС, а также Грузии и Украины о евразийской интеграции и ее эффектах (сентябрь 2018)
-
Сложность: Опрос проводился в 7 странах бывшего СССР (Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Грузия, Украина). Низкое проникновение интернета и малая доля представителей бизнеса в некоторых странах. Очень сложная анкета
-
Анкета: 17 вопросов
-
Полевой этап: 10 дней
-
Результаты: Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило по странам: Азербайджан – 506 (100 полностью заполненные анкеты), Молдова – 488 (126), Таджикистан – 502 (100), Узбекистан – 496 (103), Туркменистан – 54 (9), Грузия – 480 (100)
Направление деятельности: Мониторинговые исследования