Сотрудниками ИГМУ НИУ ВШЭ разработана и внедрена система проведения социологических исследований с привлечением респондентов в сети интернет по принципу поточной выборки (river sampling)

Сотрудниками ИГМУ НИУ ВШЭ разработана и внедрена система проведения социологических исследований с привлечением респондентов в сети интернет по принципу поточной выборки (river sampling) 29.03.2019

Сотрудниками Института государственного и муниципального управления разработана и внедрена система проведения социологических исследований с привлечением респондентов в сети интернет по принципу поточной выборки (river sampling).

Центр анализа деятельности органов исполнительной власти ИГМУ НИУ ВШЭ на протяжении нескольких лет занимается анализом больших данных в интернете, в том числе анализом данных социальных сетей. В процессе этих работ был разработан собственный подход реализации метода ривер-семплинг, который не предусматривает оплаты респондентам за опрос. Уже сегодня появилась возможность проводить большие дешевые количественные опросы в сжатые сроки. При этом достигается высокая точность привлечения респондентов из любых целевых групп в любых объемах. Ключевое отличие технологии привлечения нужных для опроса респондентов - привлечение не с одного сайта, а со всей сети интернет сразу.

Ривер-сэмплинг - это методика проведения онлайн-исследований, когда респонденты берутся не из базы данных (панели), а привлекаются в режиме реального времени среди пользователей интернета конкретно под данный опрос.  

Привлечение респондентов осуществляется среди всех пользователей интернета, используя баннеры, попапы и офферы. Респонденты привлекаются везде, где люди проводят время в интернете. Это социальные сети, новостные порталы, приложения и игры, тематические сайты, блоги и группы и тд.

Подробное описание методики проведения опросов на основе технологии ИГМУ НИУ ВШЭ.

Какие задачи позволяет решать данный подход:

  • интернет социология (онлайн опросы)

  • маркетинговые исследования любых целевых групп

  • анкетирование аудитории в России и за рубежом

  • исследования общественного мнения

Преимущества метода:

  • Дешево (стоимость кратно ниже даже онлайн-панелей)

  • Быстро (тысячи анкет за пару дней)

  • Большие выборки (технология дает возможность привлекать десятки тысяч респондентов за короткие сроки)

  • Высокий уровень доверия удобства (более честные и развернутые ответы респондентов)
  • Беспристрастно (респонденты не получают денег за анкеты)

  • Безгранично. Любая страна мира, любой регион, любая провинция (можно опросить жителей села в сибирской глубинке или жителей центра Манхеттена)

  • Достижимость узких групп (возможность опросить тех, кто недоступен в реальной жизни)

Ограничения:

  • Небольшие анкеты (не более 25 вопросов).

  • Опросы проводится только среди пользователей Интернета.

 В каких случаях максимально эффективна данная технология:

  • Мало денег на опрос или есть цель сэкономить на исследованиях.

  • Целевая группа хорошо представлена в интернете.

  • Когда необходимы большие выборки в десятки или сотни тысяч респондентов.

  • Когда нужна большая скорость опроса (тысячи анкет за 1-2 дня)

  • Когда офлайн методами и методами онлайн панелей невозможно дотянуться до респондента.

  • В маркетинговых исследованиях.

  • Когда анкета не сильно перегружена вопросами (не более 25 вопросов) и срок прохождения анкеты не занимает больше 5-7 минут.

  • Когда репрезентативная точность не нужна.

  • Когда опрос интересен пользователям или тема имеет большой общественный резонанс.

  • Когда нужна узкая аудитория (менее 5% от населения).

  • Для первичных качественных исследований проблемной области, о которой мало чего известно.


Примеры реализованных опросов:

1. Опрос населения РФ по вопросам экологии и загрязнения окружающей среды (март 2019)

  • Сложность: Квотная выборка из всех 85 регионов РФ

  • Анкета: 23 вопроса + 1 открытый вопрос       

  • Полевой этап: 7 дней

  • Результаты: 10400 респондентов из 85 регионов по всем половозрастным группам.

2. Опрос коренных ненцев в Ямало-Ненецком автономном округе (декабрь 2018)

  • Сложность: опрос среди ненцев, проживающих в ЯНАО, знающих ненецкий язык (всего 22 тыс. человек). Коренные ненцы ведут преимущественно кочевой образ жизни, занимаются крупностадным оленеводством

  • Анкета: 14 вопросов, в том числе вопросы на ненецком языке, а также открытые вопросы о сложностях, с которыми сталкиваются респонденты.

  • Полевой этап: 5 дней

  • Результаты: 1520 респондентов ненцев, из которых 462 – коренные кочевые ненцы, знающие ненецкий язык.

3. Опрос мусульман в 5 странах мира по халяльным продуктам (январь 2019)

  • Сложность: 5 разных стран, анкета на 4 языках (арабский, индонезийский, английский, французский), сильно сжатые сроки опроса

  • Анкета: 10 вопросов, в том числе открытые вопросы

  • Полевой этап: 7 дней

  • Результаты: Индонезия: 1233 респ., Малайзия: 1164 респ., Египет: 1207 респ., Франция: 1414 респ., Саудовская Аравия: 1233 респ.

4. Опрос об информированности жителей 10 районов России о проходящей пробной переписи населения и предстоящей Всероссийской переписи населения 2020 (октябрь 2018)

  • Сложность: Опрашивалось 10 районов и округов России, в том числе труднодоступные (Курилы, Камчатка) в соответствии с социально-демографическими квотами.

  • Анкета: 14 вопросов

  • Полевой этап: 7 дней

  • Результаты: 6 346 респондентов. Результаты опроса полностью совпали с параллельным опросом, который проводил Росстат

5. Опрос представителей бизнеса стран СНГ, не входящих в ЕАЭС, а также Грузии и Украины о евразийской интеграции и ее эффектах (сентябрь 2018)

  • Сложность: Опрос проводился в 7 странах бывшего СССР (Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Грузия, Украина). Низкое проникновение интернета и малая доля представителей бизнеса в некоторых странах. Очень сложная анкета

  • Анкета: 17 вопросов

  • Полевой этап: 10 дней

  • Результаты:   Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило по странам: Азербайджан – 506 (100 полностью заполненные анкеты), Молдова – 488 (126), Таджикистан – 502 (100), Узбекистан – 496 (103), Туркменистан – 54 (9), Грузия – 480 (100)

Материалы:


Направление деятельности:  Мониторинговые исследования

Возврат к списку