Контрольно-надзорная деятельность
- Заказчик:
- Аппарат Правительства РФ
- Статус:
- Завершен
- Исполнитель:
- ГУ-ВШЭ
- Руководитель:
- Кукса Татьяна Леонидовна
Абсолютное большинство существующих сегодня барьеров для инновационной и высокотехнологичной экономики России построено на разработанных в период ХХ-го столетия и во многом устаревших, противоречивых, дублирующих друг друга нормах, правилах и рекомендациях, содержащихся в десятках тысяч ведомственных и нормативно-технических документах - ГОСТах, СаНПиНах, СНиПах, ГН, ВСН, ГСН, ГСНр, ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНм, ГЭСНп, ГЭСНмр, РМГ, РНиП, РД, РДС, ИСО, ИЭСН, ИД, ПБ, ПВР, МР, НРБ, НПБ, НПРМ, ПОТ, ОНД, ОСТ, МУ, МУК, МДК, МДС, СК, СП, СН, СНБ, СТ, СТБ, СТП, ТК, ТОИ, ТСН, ФССЦ, ТТК, ФЕР, ФЕРр, ТЕРрр, ФЕРм, ФЕРп, ФЕРмр, ФЕМ, ДД и т.д.
Механизм технического нормирования и тотальный характер контроля остается крайне неэффективным, дорогим и обременительным как для потребителей и предприятий, так и для государства. <...>
Абсолютное большинство существующих сегодня барьеров для инновационной и высокотехнологичной экономики России построено на разработанных в период ХХ-го столетия и во многом устаревших, противоречивых, дублирующих друг друга нормах, правилах и рекомендациях, содержащихся в десятках тысяч ведомственных и нормативно-технических документах - ГОСТах, СаНПиНах, СНиПах, ГН, ВСН, ГСН, ГСНр, ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНм, ГЭСНп, ГЭСНмр, РМГ, РНиП, РД, РДС, ИСО, ИЭСН, ИД, ПБ, ПВР, МР, НРБ, НПБ, НПРМ, ПОТ, ОНД, ОСТ, МУ, МУК, МДК, МДС, СК, СП, СН, СНБ, СТ, СТБ, СТП, ТК, ТОИ, ТСН, ФССЦ, ТТК, ФЕР, ФЕРр, ТЕРрр, ФЕРм, ФЕРп, ФЕРмр, ФЕМ, ДД и т.д.
Механизм технического нормирования и тотальный характер контроля остается крайне неэффективным, дорогим и обременительным как для потребителей и предприятий, так и для государства.
Развитая система технического регулирования предполагает технические регламенты, устанавливающие конкретные, финансово и экономически обоснованные, эффективные, непротиворечивые, понятные и удобные для практического применения обязательные требования к продукции и процессам. Однако до сих пор требования, связанные с обязательными параметрами безопасности, и требования к качеству продукции и процессов имеют практически равный юридический статус и общие режимы принятия и обеспечения их соблюдения. Нормативно-технические документы до сих пор пользуются статусом обязательных правовых документов, манипуляция их требованиями позволяет ведомствам ограничивать права хозяйствующих субъектов и граждан, что вступает в явное противоречие с основами конституционного строя и существенным препятствием, сдерживающим развитие экономики России.
Настоящее исследование описывает исходные цели реформы технического регулирования, результаты семилетнего периода ее проведения, а также предложения к дальнейшему развитию системы технического регулирования в Российской Федерации.
Предполагается, что будущая система технического регулирования должна обеспечить:
- интенсификацию и совершенствование процессов разработки технических регламентов;
- открытость и минимизацию ведомственного нормотворчества;
- создание единой централизованной системы учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушения обязательных требований технических регламентов;
- регулярный отраслевой мониторинг последствий введения новых требований технических регламентов и реальных изменений потребительского спроса, производственных издержек по сравнению с предыдущим нормированием и регулированием отрасли;
- гармонизацию нетарифного и технического регулирования трех республик – России, Казахстана и Беларуси (первоочередный перечень объектов технического регулирования, подлежащих единому техническому нормированию, четкий перечень общих обязательных требований по безопасности к определенным в перечне объектам, изъятий, соответствующих интересам российской экономики, перечень форм оценок соответствия продукции и процессов, перечень органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, установленным единым нетарифным и техническим нормативам, распространяющим свое действие на территории трех государств).
Следует отметить, что в течение месяца после разработки и представления настоящего исследования в аппарате Правительства Российской Федерации ответственные федеральные ведомства признали некоторые нормативные правовые акты, обозначенные в работе, утратившими силу.