Регистр полномочий федеральных органов исполнительной власти

Электронное правительство и информационное общество


Контрольно-надзорная деятельность
Заказчик:
Центр анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ
Статус:
Завершен
Руководитель:
Кукса Татьяна Леонидовна

Интенсивная инфляционная разработка нормативных правовых актов приводит к постоянному увеличению объемов и методов государственного регулирования, росту расходов федерального бюджета, а также избыточному государственному вмешательству в частную жизнь граждан и предпринимательскую деятельность организаций. <...>

Интенсивная инфляционная разработка нормативных правовых актов приводит к постоянному увеличению объемов и методов государственного регулирования, росту расходов федерального бюджета, а также избыточному государственному вмешательству в частную жизнь граждан и предпринимательскую деятельность организаций.

Любые системные преобразования в сфере государственного управления: сокращение избыточного государственного регулирования, внедрение информационных коммуникационных технологий, построение электронного правительства, стратегическое управление, планирование эффективности бюджетных расходов, оптимизации порядка исполнения нормотворческих, разрешительных, контрольно-надзорных, учетных и управленческих функций, исполняемых федеральными ведомствами, невозможны без проведения полномасштабной разработки:

  • юридически значимого (нормативного) и исчерпывающего перечня полномочий в привязке к исполняющим их федеральным органам исполнительной власти;
  • полноценного и юридически значимого механизма учета и систематизации полномочий федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативных правовых актов, содержащих необходимость постоянной актуализации перечня полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Смысл формирования и ведения нормативного (юридически значимого) перечня полномочий федеральных органов исполнительной власти заключается в систематизированном закреплении за ответственными федеральными органами исполнительной власти соответствующих полномочий в привязке к различным существенным характеристикам (правовые основания, возмездность, административный регламент, учетная система и т.п.), а также в размещении в открытом доступе указанных сведений.

Юридически значимое формирование и ведение федерального перечня полномочий федеральных органов исполнительной власти предполагает изменение Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Юридически значимое реестрирование полномочий федеральных органов исполнительной власти могут осуществлять исключительно органы власти, уполномоченные на учреждение и передачу полномочий федеральных органов исполнительной власти, то есть Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ.

В целях сбора, учета, хранения и использования систематизированной информации о полномочиях федеральных органов исполнительной власти в марте 2009 года сотрудники Центра анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ приступили к неофициальному реестрированию полномочий федеральных органов исполнительной власти. В июне 2009 года была создана первая версия Регистра полномочий федеральных органов исполнительной власти. 17 июня 2010 года Центр анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ получил свидетельство Роспатента о государственной регистрации Регистра полномочий федеральных органов исполнительной власти № 2010620328.

Сегодня Регистр полномочий федеральных органов исполнительной власти является базой данных, позволяющей регулярно учитывать изменения установленных в Положениях полномочий федеральных органов исполнительной власти, правовых оснований их исполнения, а также формировать связи с иными качественными и количественными характеристиками полномочий.

Все полномочия федеральных органов исполнительной власти, установленные в нормативных правовых актах, определяющих статус указанных органов, авторами Регистра классифицированы по различным признакам, в результате чего база данных позволяет выполнять различные аналитические отчеты, строить графики. Кроме того, в Регистре содержатся систематизированные сведения о государственных пошлинах, иных неналоговых платежах, взимаемых с граждан и организаций, а также о существующих видах учетов федеральных органов исполнительной власти, которые последние ведут в связи с осуществлением своих полномочий.

Разработанный Центром анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Регистр полномочий федеральных органов исполнительной власти может быть использован при анализе деятельности органов исполнительной власти, и, как следствие, при формировании предложений по ее модернизации и усовершенствованию.

Результаты исследования и аналитические материалы, сформированные на основе Регистра, были использования в текущей деятельности по аналитической поддержке Аппарата Правительства РФ и федеральных ведомств, а также при разработке Системного проекта по формированию в РФ электронного правительства и Плана первоочередных мероприятий по формированию в РФ электронного правительства по заказу Минкомсвязи России и ООО «Ростелеком».

Похожие проекты