Законодательное обеспечение перехода на предоставление 74-х государственных услуг в электронном виде

Электронное правительство и информационное общество

Заказчик:
Минэкономразвития России
Статус:
Завершен
Исполнитель:
Фонд «Центр стратегических разработок»
Руководитель:
Кукса Татьяна Леонидовна

17 октября 2009 года распоряжением Правительства России № 1555-р был утвержден План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. <...>

17 октября 2009 года распоряжением Правительства России № 1555-р был утвержден План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти.

Для законодательного обеспечения перехода на предоставление 27 приоритетных государственных услуг в электронном виде (из Перечня 74-х государственных услуг) сотрудники Центра анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ провели следующие работы:

1. Предварительный анализ законодательства РФ на предмет выявления ключевых институтов, обеспечивающих возможность и пределы использования:

  • электронно-цифровой подписи,
  • способов электронной идентификации заявителей и представителей государственных органов исполнительной власти,
  • электронных документов и документооборота,
  • электронного нотариата,
  • юридической значимости факта регистрации сведений в государственных учетных системах (реестровой записи),
  • юридически значимого формирования и ведения государственных учетных систем в электронной форме,
  • комплектования, учета, хранения и использования архивных документов в электронной форме,
  • современных методов оплаты государственной пошлины, административных штрафов, иных неналоговых платежей, взимаемых в ходе исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Подготовку перечня из 22 федеральных законов, регулирующих порядок предоставления 27 приоритетных государственных функций и государственных услуг (из Перечня 74-х государственных услуг).

3. Разработку законопроектов и обоснований, необходимых для устранения положений 10 федеральных законов, выявленных и препятствующих переходу к предоставлению 27 приоритетных государственных услуг в электронном виде, которые вносят изменения, направленные на:

  • создание правовой возможности подачи в электронном виде заявления и всех необходимых документов (комплекта документов) для начала предоставления (исполнения) государственной услуги (функции), при этом законопроекты исключают необходимость подачи заявителем документов и сведений, которые выдаются иными органами власти или содержатся в государственных реестрах, регистрах, кадастрах и в государственных информационных системах (во всех необходимых случаях из специальных законов исключаются положения, указывающие на исключительную письменную форму подачи документов);
  • в случае если в действующих специальных законах предусматривается подача для начала предоставления (исполнения) государственной услуги (функции) оригиналов документов или их нотариально заверенных копий, законопроекты предусматривают возможность подачи таких документов в форме электронных документов (подписанных электронной цифровой подписью заявителя, а в соответствующих случаях электронной цифровой подписью нотариуса);
  • создание правовой возможности электронного межведомственного взаимодействия органов власти при предоставлении (исполнении) государственной услуги (функции), в случаях если юридически значимые для предоставления (исполнения) государственной услуги (функции) документы и сведения хранятся в ином органе власти (так, при государственной регистрации юридических лиц предусматривается межведомственное взаимодействие налогового (регистрирующего) органа с органами пенсионного фонда);
  • обеспечение электронного взаимодействия заявителя и органа, предоставляющего (исполняющего) государственную услугу (функцию) на всех стадиях предоставления исполнения государственной услуги (функции) (так, предусматривается возможность направления всех необходимых уведомлений заявителю в электронном виде);
  • обеспечение правовой возможности получения результата предоставления (исполнения) государственной услуги (функции) в форме электронного документа при наличии на то волеизъявления заявителя. При этом в случае если по результатам предоставления (исполнения) государственной услуги (функции) вносятся сведения в ту или иную государственную информационную систему (государственный реестр) юридически значимым результатом предоставления (исполнения) государственной услуги (функции), согласно законопроектам, будет не вручение правоустанавливающего документа на бумажном носителе, а включение соответствующих сведений в государственный реестр. Это позволит наполнить реальным содержанием дальнейшее электронное межведомственное взаимодействие, так как представляемые друг другу органами власти сведения из соответствующих информационных систем будут иметь полноценную юридическую силу (например, указанной юридической силой наделяются реестры выданных лицензий при лицензировании вида деятельности, подпадающего по действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Разработанные Центром анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ законопроекты были включены в проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций».

Похожие проекты