Приоритеты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности


Мониторинговые исследования
Контрольно-надзорная деятельность
Заказчик:
Минэкономразвития России
Статус:
Завершен
Исполнитель:
ГУ-ВШЭ
Руководитель:
Кукса Татьяна Леонидовна

Анализ функционала федеральных органов исполнительной власти, проведенный Центром анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, показал, что большая половина федеральных ведомств (28 федеральных ведомствах, деятельностью которых руководит Правительство РФ, и в 14 федеральных ведомствах, деятельностью которых руководит Президент РФ) участвует в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности посредством принятия нормативных правовых актов, а также реализации исключительного монопольного, разрешительного и контрольно-надзорного порядка перемещения лиц, продукции, объектов интеллектуальной собственности, работ и услуг через таможенную границу РФ. <...>

Анализ функционала федеральных органов исполнительной власти, проведенный Центром анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, показал, что большая половина федеральных ведомств (28 федеральных ведомствах, деятельностью которых руководит Правительство РФ, и в 14 федеральных ведомствах, деятельностью которых руководит Президент РФ) участвует в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности посредством принятия нормативных правовых актов, а также реализации исключительного монопольного, разрешительного и контрольно-надзорного порядка перемещения лиц, продукции, объектов интеллектуальной собственности, работ и услуг через таможенную границу РФ.

При этом в системе федеральных органов исполнительной власти, непосредственно или опосредованно влияющих на внешнеэкономическую деятельность резидентов и нерезидентов РФ, отсутствует:

  • согласованная и единая политика федеральных органов исполнительной власти в сфере разработки, согласования, введения и применения нетарифных инструментов, в первую очередь технических барьеров и разрешительно-контрольной системы регулирования внешнеэкономической деятельности, а также сводная оценка их влияния на конкуренцию на внутреннем рынке РФ;
  • ведение сводного, либо единого учета субъектов внешнеэкономической деятельности и объектов, подпадающих под группу нетарифного регулирования;
  • межведомственное информационное взаимодействие и интеграция ведомственных баз данных в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • федеральный орган исполнительной власти, одновременно ведущий регулярный мониторинг и аналитику, а также сводную статистику по воздействию всей совокупности инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в первую очередь нетарифных инструментов на внутренний рынок и внешнеторговый оборот;
  • оптимальная система исключительного (монопольного) права Российской Федерации на распоряжение отдельными группами продукции, работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности;
  • разработанная система показателей, оценки воздействия введения и применения, а также влияния нетарифных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на конкуренцию на внутреннем рынке РФ и на внешнеторговый оборот;
  • иные механизмы мониторинга, рейтингования, обратной связи и межведомственного обмена лучшей практикой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В целях формирования и реализации согласованной, предсказуемой и эффективной системы мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности предлагается обеспечить разработку и реализацию перечисленных в настоящей работе направлений совершенствования и оптимизации полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что в течение года после разработки настоящего исследования ответственные федеральные ведомства устранили ряд обозначенных в работе замечаний.

Сотрудники проекта

Похожие проекты