На заседании Совета по открытым данным руководитель Центра предложил собственный подход к работе по публикации новых наборов данных ФОИВ

На заседании Совета по открытым данным руководитель Центра предложил собственный подход к работе по публикации новых наборов данных ФОИВ 11.12.2015

На очередном заседании Совета по открытым данным, который на этот раз состоялся в рамках проведения Общероссийского саммита «ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ – 2015» проректор Высшей школы экономики Андрей Жулин выступил с предложениями по реогранизации работы Совета по публикации открытых данных ФОИВ. В основу подхода предлагается взять результаты инвентаризации информационных ресурсов, которые ФОИВ ведут в рамках своих полномочий.


Вначале эксперт рассказал о самой инвентаризации, которую эксперты НИУ ВШЭ во главе с Чаплинским Александром проводили уже во второй раз. Андрей Жулин заявил, что «в настоящее время ФОИВ осуществляет исполнение порядка 6 000 специфических полномочий, порядка 659 из которых – полномочия учета (полномочия, связанные с ведением сведений об объектах, субъектах, событиях и действиях). В ходе инвентаризации был проведен анализ нормативных правовых актов, фактического наличия ресурсов на сайтах, а также анализ информационных ресурсов подведомственных организаций в отношении всех 58 ФОИВ под управлением Правительства РФ, 19 ФОИВ под управлением Президента РФ, а также в отношении Центрального банка РФ. Инвентаризация позволила выявить 617 отдельных информационных ресурсов, 510 из которых находятся в сфере ответственности ФОИВ под управлением Правительства РФ».

«Инвентаризация показала, что в отношении 41% ресурсов в нормативных актах уже установлено требование об обязательном размещении в открытом доступе в сети Интернет в полной или значительной части. Также порядка 55% ресурсов не имеет никаких установленных ограничений на публикацию сведений из ресурса в сети Интернет. Другими словами, фактически 96% ресурсов имеют шанс быть опубликованными в формате открытых данных» - уточнил Андрей Жулин.

Далее эксперт рассказал о том, насколько эти ресурсы отличаются между собой. Так есть ресурсы, которые уже опубликованы в формате открытых данных. Есть ресурсы, в отношении которых установлено требование по публикации, но фактически ресурсы не опубликованы, либо данные из них можно получить только по запросу. Но даже если ресурс опубликован в сети Интернет, сильно различаются форматы публикации. Это могут быть и скан- копии документов, различные запросы к базе данных, публикация в виде интернет-страниц или в виде отчетных документов (графиков).

Андрей Жулин пояснил, что ресурсы сильно отличаются между собой по объему и организации данных: «Есть ресурсы, которые эквивалентны одному набору данных (реестр учебников), а есть ресурсы, которые содержат в себе множество данных и даже множество отдельных баз данных (режимно-справочные банки данных по гидрометеорологии содержат порядка 35 различных банков данных). Опираясь на этот перечень из 617 информационных ресурсов и необходимо организовать работу по публикации данных ФОИВ».

«В настоящее время согласно распоряжению Правительства № 1187-Р от 10 июля 2013 года подлежат раскрытию только 7 обязательных наборов открытых данных. Ведомства начинают отказываться от публикации других наборов, если набор не указан в распоряжении, поэтому этот список необходимо расширять. Но до того как новый набор данных будет внесен в распоряжение об обязательных к публикации перечнях, необходима детальная проработка ресурсов экспертами. Так в начале из этого перечня необходимо выбрать наиболее востребованные обществом и разработчиками данные. Затем необходимо проверить их на наличие различных ограничений по публикации, в том числе персональных данных, платности и т. д. Нужна оценка готовности данных к публикации. Также необходимо подготовить требования к самим данным, то есть фактически необходимо подготовить паспорт и структуру данных. Этим мы и предлагаем в ближайшее время заняться Совету по открытым данным» - отметил Андрей Жулин.

В заключение своего выступления эксперт привел несколько примеров того, как публикация открытых данных может сократить издержки государства и удовлетворить потребности общества. Так данные о ДТП после публикации в формате открытых данных могут снизить аварийность и количество смертельных исходов от ДТП на 2,6%, а это более 700 жизней ежегодно.

Материалы:
  • Презентация. О размещении востребованной общедоступной информации, содержащейся в информационных ресурсах федеральных органов исполнительной власти, в сети Интернет в форме открытых данных.
  • Записка. Об инвентаризации информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и возможности их оперативного перевода в формат открытых данных
  • Примерный перечень информационных ресурсов, ведение которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти в соответствии с требованиями нормативных правовых и распорядительных актов.
  • Фото 1Фото 2Фото 3Фото 4Фото 5.

Направление деятельности:  Электронное правительство и информационное общество

Возврат к списку