Россия переходит на умный государственный контроль
Государственный контроль нового качества. Барьер или стимул для бизнеса? Дискуссию по данной теме организовало Открытое правительство РФ в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015».
Государственный контроль нового качества. Барьер или стимул для бизнеса? Дискуссию по данной теме организовало Открытое правительство РФ в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015».
Сервисы Глонасс можно применять в более широком контексте, чем фиксация ДТП. Навигационные ресурсы помогут снизить государственные издержки в организации проверок бизнеса чиновниками, что станет революцией в сфере надзора и контроля, заявил проректор Высшей школы экономики Андрей Жулин на V Международном конгрессе «Эра-Глонасс», проходящем сегодня в Москве в Центре международной торговли.
Министерства и ведомства России становятся все более открытыми обществу, отметили участники конференции «Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с референтными группами», прошедшей в Высшей школе экономики при поддержке Открытого правительства. Проблема в том, что многие госструктуры «открываются» обществу формально.
Создание в Москве единого транспортного приложения на основе открытых данных позволит экономить более 58,7 миллиардов рублей в год. Такие данные получены в результате исследования, которое провела Высшая школа экономики.
Неожиданное появление сотрудников контрольно-надзорных органов в офисах компаний, неясные процедуры их работы - одна из причин нестабильности отечественной бизнес-среды и угроза для жизни множества малых и средних предприятий.
Экспертный совет при Правительстве на встрече с Председателем Правительства Дмитрием Медведевым 3 октября представил свое видение изменения контрольно-надзорных функций государства. Основой должен стать новый закон, подготовить который поручил Президент Владимир Путин.
Информационный сервис, посвященный льготам и пособиям, публикация открытых данных об объектах для людей с ограниченными возможностями, стандарт открытости региональных органов соцзащиты, эталонный план противодействия коррупции, обсуждение общественно значимых законопроектов — это, по мнению экспертов, могло бы реализовать Министерство труда для повышения открытости. Эти и другие инструменты обсуждались 1 октября на совещании, посвященном внедрению Стандарта открытости в министерстве.
11 федеральных органов исполнительной власти, вопреки распоряжению правительства, не начали работу в формате открытых данных, свидетельствует мониторинг, проведенный ВШЭ. Дальнейший план действий в этом направлении обсуждался на совместном заседании комиссии по координации деятельности Открытого правительства и Совета по открытым данным.
Сегодня далеко не во всех федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ) созданы общественные советы. Порядка 20-ти таких органов общественных советов не имеют. Причем в ходе мониторинга мы увидели ловушку для «перезагрузки» общественных советов.
Россия обогнала Германию и переместилась с последнего на седьмое место в рейтинге G8 по «открытым данным». Среди 70 стран Российская Федерация заняла 29-е место. Таковы данные очередного рейтинга Фонда открытых знаний (Open Knowledge Foundation).
«МФЦ очень мало, пока оценка их деятельности неоднозначна, – сказал «НИ» эксперт Института проблем государственного управления Высшей школы экономики Андрей Жулин. – Во многие МФЦ люди просто не приходят. Реального «одного окна» нет, на административные процедуры это сильно не повлияло. Технология сбора документов та же самая, только вы приходите в чистое здание с большими окнами и местами для ожиданий».
10 июня 2010 года в городе Ростове состоялся межрегиональный семинар "Мониторинг и оценка в области предоставления государственных услуг на региональном уровне", организованный Всемирным банком, Минэкономразвития России, Администрацией Ростовской области, Северо-Кавказской академией государственной службы, Секретариатом Рабочей группы по координации действий в сфере развития системы государственного управления в регионах Юга России.
Межрегиональный семинар был проведен на территории Северо-Кавказской академии государственной службы. В нем приняли участие представители органов исполнительной власти Южного федерального округа, а также международные и российские эксперты. В ходе семинара были затронуты вопросы использования инструментов оценки собственной эффективности деятельности ФОИВ, РОИВ и ОМСУ, предоставляющими государственные и муниципальные услуги (правительственные мониторинги), а также оценки качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг получателями услуг (неправительственные мониторинги).
Сотрудники Центра анализа деятельности органов исполнительной власти Института госуправления ГУ-ВШЭ представили свои работы по данному направлению.
"Системный проект - это одна из первых серьезных попыток соединить вопросы оптимизации государственных функций и вопросы автоматизации всего процесса, попытка посмотреть на задачу в комплексе", - полагает руководитель направления по работе с федеральными органами исполнительной власти Высшей школы экономики Андрей Жулин."Системный проект должен описывать не только формирование инфраструктуры, он должен описывать всю логику создания "электронного правительства".
Дарья Буравчикова. "Электронные чиновники. Мечта президента и надежда граждан", АИФ №19 от 06 мая 09
Андрей Жулин, руководитель направления по работе с федеральными органами власти Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ:
Замена бумажных обращений населения дистанционным общением предполагает преодоление ведомством четырёх стадий. Первая из них обеспечение информацией об услугах на сайте ведомства. Вторая вспомогательная, возможность самостоятельно подготовить документы к подаче, пользуясь сайтом. Третья сервисная, возможность подавать документы через сайт. Четвёртая интерактивная. Возможность получить все услуги без очного общения с представителями госструктуры. В России ведомства едва достигли второго этапа. Процесс "интернетизации" общения граждан с чиновниками тормозят законодательные пробелы. Например, у нас до сих пор не решён вопрос с идентификацией заявителя посредством Сети. В развитых странах это делается с помощью единых универсальных идентификаторов. При рождении человек получает свой уникальный ID-номер. В России же так и не разобрались с электронной цифровой подписью, нет возможности дистанционной оплаты госпошлины. Решение этих проблем займёт минимум 3-4 года.
Автор / источник: Эксперт Колбасин Д. А. (Республика Татарстан)
"Как считает руководитель юридического направления работы Института проблем государственного и муниципального управления Государственного университета – Высшая школа экономики Татьяна Кукса, основная мысль проста: "Сложны ли, максимально доступны и понятны ли те или иные регламенты, качественно или пока не очень они исполняются чиновниками, но ясно одно – граждане нуждаются в четко расписанных и детально структурированных «правилах игры" при взаимодействии с государством. И мы призываем экспертов разных уровней включаться в эту работу. Благо, механизмов влияния на ситуацию появилось достаточно, и эти механизмы не декларационные, а действующие, практические»."
"Проведенные Высшей школой экономики совместно с социологами и неправительственными организациями России десятки публичных слушаний по более 100 федеральным и региональным административным регламентам, а также свыше 600 контрольных закупок государственных функций и услуг, охватившие более 50 регионов страны, позволили зафиксировать типичные практики и сделать некоторые серьезные выводы. Как считает руководитель юридического направления работы Института проблем государственного и муниципального управления Государственного университета – Высшая школа экономики Татьяна Кукса."
"К примеру, иногородние студенты при достижении возраста, когда положено менять паспорт, регулярно сталкиваются с тем, что им специально для этого необходимо ехать домой, поскольку они уверены, что паспорт выдают по месту прописки. "На деле же в административном регламенте Федеральной миграционной службы, отвечающей за данный процесс, указано, что «гражданин России может обратиться для замены паспорта либо по месту регистрации, либо по месту пребывания", – отметила Татьяна Кукса, научный сотрудник Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ."
"Юристы Сибирского правозащитного центра и Общества защиты прав потребителей «Правовед» в рамках проекта Высшей школы экономики с августа по октябрь 2008 года провели 32 «контрольные закупки государственных функций и услуг»."
"Les citoyens russes qui ont un problème avec les services administratifs (divergence d’interprétation d’un règlement, refus de prendre une plainte, difficulté dans l’obtention d’un document, ...), peuvent depuis 4 mois appeler un numéro spécial (8-800-700-0-600), mis en place par le ministère du développement économique de Russie mais géré par le Haut collège d’économie de l’Université d’État, pour récolter toutes les réclamations."
"«Возможность обращения через интернет за получением государ-ственных услуг в настоящий момент в России крайне низкая, — считает руководитель направления по работе с федеральными органами власти Института проблем государственного и муниципального управления (ИПГМУ) ГУ ВШЭ Андрей Жулин. — Российские органы власти в основном сейчас на первой из четырех стадий перехода к взаимодействию с населением через интернет. Она предполагает обеспечение информацией об услугах». И даже в этом они пока не преуспели: в 70-80% случаев проблемы при получении государственных услуг связаны с дефицитом информации, показывает исследование ИПГМУ, которым руководит Жулин.
Вторая стадия предполагает возможность граждан самостоятельно подготовить документы с использованием сайтов органов власти, третья — предоставление документов через сайт, а четвертая — получение услуг без очного общения с представителями госструктур. «Третьей стадии достигли только четыре из 85 федеральных органов исполнительной власти», — говорит Жулин.
По результатам исследования качества услуг и информации, предоставляемых сайтами высших органов исполнительной власти, которое регулярно проводит ООН, в этом году мы заняли 60-е место из 182 (Беларусь — на 56-м, Украина — на 41-м), опустившись на десять позиций со времени предыдущего подсчета в 2005 году. «Это не значит, что за три года мы ничего не сделали или все разрушили, — объясняет эксперт ИПГМУ ГУ ВШЭ Жанна Смирнова. — Просто мы медленно развиваемся в этой сфере»."